Фритцморген, Автоваз и «уменьшение износа фондов» — bumgames

Фритцморген написал очередной пост с прославлением текущего режима. Дескать, в последние пять лет износ основных фондов в нашей стране уменьшается. А до того, разумеется, рос, начиная с 1991 года — но ладно, опустим это. В любом случае может показаться, что сейчас-то можно только радоваться. Но так ли это? В смысле — действительно ли ликвидация «устаревших производств» всегда есть благо.

Разумеется, не всегда. Поскольку, одно дело, когда снимаемое старое оборудование заменяется на новое — с увеличением эффективности производства. И другое — когда «старый» завод просто закрывается: разумеется, «износ» в данном случае станет ниже, но никому от этого лучше не будет. Впрочем, формального закрытия может и не быть — но по сути, будет именно так.

Вот, например, АВТОВАЗ — который давно уже Рено-Ниссан — решил отказаться от собственной платформы  в пользу платформы CMF с 2025 года. Что это означает? А означает, что больше ни Гранты, ни Весты, ни другой машины, разработка которой велась в Тольятти, и которая основывается на вазовском производстве. А будет «универсальная платформа», изготовление которой «разбросано» на огромном пространстве Европы и Азии.

Возьмем, скажем, двигатель данной платформы. Судя по всему, им станет самый популярный мотор — F4R. (Тот, что ставится на «логан» и «дастер».) Производитель данного мотора — Renault Espana, расположенный, разумеется, в Испании. Ну да: как написано в Вики,  «компания имеет представительства в Вальядолиде, Паленсии и Севилье, с большинством административных офисов в Мадриде». Двигатели производятся в Вальядолиде, Кастилья. Где их делается аж 1,6 млн. штук в год.

Разумеется, за кастильцев тут можно только порадоваться: экономика Испании вот уже лет десять переживает отнюдь не лучшие времена — а в прошлом году еще и коронавирус почти уничтожил тут целую туристическую отрасль. Так же слюнями от удовольствия изойдут «обитатели автотусовок» в интернете, которые видят в гноблении вазовской продукции цель своей жизни. (Так же, как радовались они закрытию производства тех же «москвичей» или «волг».) Однако вот жителям Тольятти, думаю, будет не до радости от того, что теперь ту работу, за которую они получали раньше деньги, будут выполнять в стране корриды и фламенко.

И то же самое можно будет сказать про множество иных вещей — от тормозной системы и заканчивая моторным маслом. (Скажем, КПП на CMF делает немецкая ZF ) В любом смысле понятно, что большая часть комплектующих, включая самые дорогостоящие, будет изготавливаться вне страны. (Разумеется, есть «требования по локализации». Однако обойти их — как обойти любые иные формальные ограничения — проще простого. В конце концов, тот же «Логан» считается «высоко локализованным автомобилем» — ну да, с импортным двигателем, коробкой и т.д.) Конечно, разного рода завсегдатаи автосообществ этому только порадуются. Но вот жители Тольятти, Белебея, Димитровграда и прочих городов, тесно связанных производственными связями с ВАЗом — вряд ли.

Наконец, нельзя не сказать, что отказ от отечественной платформы фактически убьет вазовскую конструкторскую школу. Точнее, добьет ее окончательно, поскольку она сейчас находится на издыхании. («Автор» концепции «Весты» — британец Стив Маттин. Британец! И этим еще гордятся: дескать, русские неспособны делать «нормальный автомобиль».) Тем не менее, инженерный корпус еще наличествует — те же двигатели проектируют в Тольятти. После 2025 об этом придется забыть.

Зато — как было сказано — можно будет показывать по телевизору «введение нового современного производства». Которое состоит из самого передового оборудования, требует для обслуживания три тысячи работников. И оставляет в стране процентов 10 прибавочной стоимости. (Впрочем, возможно и меньше.) Ну, и разумеется, никакого «совкового дизайна», все разработано в лучших румынских традициях, как незабвенный «Логан».

P.S. А вот китайцы, по какой-то причине, идут обратным путем: от отверточной сборки к лицензионному производству, а затем — и своей инженерной школе. И вот они уже выпускают электромобиль  по цене хорошего велосипеда. (5000$. И это — полноценная машина, наподобие того, что в Европе продается раз в шесть дороже.) Впрочем, мы же не Китай, у нас главное — чтобы не было «как в совке»!

P.P.S. Разумеется, есть надежда, что руководство страны все же решит не гробить ВАЗ, и как-то воздействует на Рено-Ниссан. Или что к 2025 году о Рено-Ниссан можно будет забыть — скажем, в связи с санкциями — и придется учиться заново все делать самим.

bumgames.ru
Добавить комментарий