Практически годом ранее президент РФ Владимир Путин занес в Госдуму законопроект о укреплении воспитательной составляющей в системе образования с целью «формирования у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, почтения к памяти защитников Отечества». Забота о подрастающем поколении базируется на Конституции, которая опосля поправок и конфигураций говорит: «правительство делает условия, содействующие всестороннему духовному, нравственному и умственному развитию малышей, воспитанию в их патриотизма и гражданственности, также почтения к памяти защитников Отечества и старшему поколению». Предполагалось, что система начнет работать с 1 сентября 2021 года, и уж тогда русские школьники полностью проникнутся желанными патриотизмом и гражданственностью, с которыми пока (как намекает обозначенный законопроект) не весьма выходило.
Невзирая на видимость того, что ранее момента детки были предоставлены сами для себя, и, как в известной притче их воспитывали «когда папа Карло, а когда никто», правительство не спускало бдительного взгляда со школьников. И так как социалистическую идеологию ельцинско-путинские либералы с возмущением отринули, а ничего собственного не сделали, патриотическое воспитание молодежи на самом деле свелось к возобновлению ранее наработанных русских методик, внедрение которых в современных критериях безизбежно вылилось в имитацию бурной деятельности без смысловой перегрузки. В данной ситуации можно лишь пожалеть преподавателей, которые в идейном вакууме пробуют передать детям память о героях Величавой Российскей войны, о достижениях и завоеваниях Русского Союза, привить принципы коллективизма и взаимовыручки.
Из-за отсутствия идеологии в стране даже самые, на 1-ый взор, благие воспитательные мероприятия смотрятся очень беспомощно. Чему должны обучить малышей такие квесты как, к примеру, «пройти лес на лыжах, как партизаны», «съесть отравленный суп, как пионерка-герой, отравившая германцев», «вообразить себя на месте голодающих в блокадном Ленинграде»? Либо фильмы-новоделы о войне, рассчитанные на молодежную аудиторию, в каких напрочь вытравлены понятия Родины, приятельства и долга? Поглядел школьник этот же кинофильм «Зоя» и что из него вынес? Что молодая героиня погибла «за брата Шурку, за маму, за трамвайчик, за булочку»?
И вот старательный и честный современный русский школьник прогуливается по лесу как партизан, пробует представить для себя ужас, боль и мужество блокадников, и задумывается: «Какими необычными людьми были наши праотцы. Неуж-то все эти подвиги и лишения были ради каких-либо булочек?» Соответственно, и отношение к героизму и жертвам русского народа формируется у подрастающего поколения, мягко говоря, сдержанно-недоумевающее. Но повинны в этом не преподаватели, не предки и не детки, а правительство, которое годами дает молодежи броский фантик-пустышку заместо конфетки, а позже удивляется: почему же наши детки его не едят?
Раздельно взятые нелюбители Русского Союза резвятся на пепелище, в которое перевоплотился патриотическое воспитание: дескать, до чего же забавно и несуразно смотрятся различные «Зарницы»-лайт, ползания в противогазе и маршировка под воинственные песни. При всем этом сами они в вопросцах формирования гражданственности оказались на удивление бесплодными и способными только обсмеивать то, над чем впору если и не рыдать, то прочно и серьезно задуматься.
Хоть какой человек понимает и соображает по собственному опыту, что формализм «для галочки», лишенный смысла и содержания, у малыша вызовет разве что отторжение и стыд за взрослых людей, которые с умным видом занимаются ерундой. Помните красивую книжку В. Пановой «Сережа» и возлюбленный почти всеми эпизод с ролью дяди Пети:
В один прекрасный момент, сидя на террасе с матерью, — Коростелева не было, — дядя Петя подозвал Сережу и отдал ему конфету, огромную и редчайшую — «Мишка косолапый». Сережа обходительно произнес: «Спасибо», развернул бумажку, а в ней ничего — пустышка. Сереже сделалось совестно — за себя, что поверил, и за дядю Петю, что тот околпачил. Сережа узрел, что и маме совестно, она тоже поверила…
— Гы-гы-гы-гы! — засмеялся дядя Петя.
Сережа произнес не сурово, с сожалением:
— Дядя Петя, ты дурачина?
Конкретно так смотрятся потуги современных русских государственников втюхать юному поколению патриотическое воспитание, в каком нет идеи, нет эталона, нет ценностей, а есть лишь имитация некоторой безрассудной гражданственности и формально-казенное почтение к памяти защитников Отечества. Ну и как быть может по-другому? Рядовая русская учительница, задерганная руководящими циркулярами и ценными советами «средств нет — идите в бизнес» — что она способен преподать даже при всем желании?
Если сам президент В.Путин заявил, что «у нас нет никакой, и не быть может иной объединяющей идеи, не считая патриотизма. Это и есть государственная мысль. Она не идеологизирована, не связана с деятельностью некий партии. Это соединено с общим объединяющим началом. Если мы желаем жить лучше, необходимо, чтоб страна была наиболее симпатичной для всех людей, наиболее действенной», то как выворачиваться рядовому преподавателю, который своим образом жизни представителя среднего класса с доходом 17 тыщ рублей за месяц должен ярко показывать учащимся «привлекательность и эффективность страны»? И если у взрослых теть и дядь в голове или идейная каша, в какой расчудесным образом уживаются «Бессмертный полк», задрапированный Мавзолей, почтение к ветеранам войны, мечтающим о том, чтоб хоть под конец жизни дозволить для себя центральное отопление и памятные доски Маннергейму, или совершенно пустота, то чего же можно ждать, желать и тем наиболее добиваться от малышей?
Есть в РФ таковая патриотическая организация под заглавием «Юнармия», в которую планируется привлечь к 2030 году 3,25 миллиона малышей (на данный момент в «Юнармии» считается 775 тыщ человек). В ней школьниками осваиваются азы исходной военной подготовки, также развиваются «лидерские способности» и «технические компетенции». Из этого набора слов лично мне понятны лишь «азы НВП», а с чем едят «способности и компетенции», и какое отношение они имеют к патриотизму, я понятия не имею. Можно до посинения пересаживать на современную либеральную почву русские методики воспитания, перемежая их новомодными словечками, и вбухивать в это заблаговременно обреченное на провал дело народные миллионы, но все подобные мероприятия так и останутся несъедобными фантиками, пустышками, за которые постыдно и обидно.
Доктор В.Э. Багдасарян в собственном труде «10 составляющих методологии патриотического воспитания» совсем справедливо показывает: «Патриотизм связан постоянно с некий идеологией. Любовь к Родине — высочайшее чувство само по для себя — укладывается постоянно в какую-либо семантическую матрицу. Соответственно, эта матрица обязана быть сформирована. И задачка, таковым образом, состоит в соединении патриотизма с большенными, объединяющими общество смыслами. В СССР гласили не просто о патриотизме, а о социалистическом патриотизме и о социалистической Родине. В Русской империи в качестве патриотических лозунгов использовались формулы «С нами Бог» либо «За Бога, Царя и Отечество». Патриотизм увязывался, таковым образом, с православным монархизмом. Южноамериканский патриотизм соотносится с американизмом и опирается на идею богоизбранности США… Государственной мыслях патриотизм быть может заявлен полностью в хоть какой стране мира. Нужна таковая мысль, которая имеет российскую специфику, различает Россию от остальных стран мира».
А что может такового специфично известного предложить подрастающему поколению путинская РФ, сознательно лишенная идеологии? Барыжные и социал-дарвинистские принципы вроде «бедный не быть может вольным» и «правительство не просило вас рождать»? Крайняя «скрепа», наследство Русского Союза, которая пока соединяет воединыжды общество — Величавая Победа, и та уже трещит под напором «булочек и трамвайчиков». А выражение нацлидера «если мы желаем жить лучше, необходимо, чтоб страна была наиболее симпатичной для всех людей» смотрится не наименее откровенным стебом над своими гражданами, нежели афоризм его сменщика «средств нет, но вы держитесь, неплохого для вас настроения и здоровья».
Можно сколько угодно злорадствовать по поводу «русского карго-культа» в вопросцах патриотического воспитания, но за 30 лет ельцинско-путинские действенные менеджеры не оказались в состоянии предложить русской молодежи что-либо другое, продолжая паразитировать на «Зарницах» и смотрах строя и песни. И если общество не очнется от морока сладкогласых сирен, криводушно распевающих о «патриотизме и гражданственности», не соединится умиротворенно и легитимно вокруг проекта Конституции, предложенного стране доктором С.С. Сулакшиным, в каком (почувствуйте разницу меж путинским самоустранением от препядствия «правительство делает условия и содействует», а большего не ожидайте) понятно, ясно, понятно и трепетно говорится, что
1. Правительство обеспечивает нравственное и духовное воспитание людей Рф в согласовании с высшими ценностями Рф.
2. Средством взаимодействия страны, системы образования, семьи, трудового коллектива, публичных объединений, религиозных объединений, армии, пенитенциарной системы, также при помощи средств массовой коммуникации, внешной рекламы обеспечивается принцип целостности воспитания в протяжении всей жизни человека.
3. Правительство обеспечивает нравственное и патриотическое воспитание молодежи.
то нас всех ожидают лихие времена, поэтому как на фантиках и заменителях длительно не протянуть. И если патриотизм путинского разлива учит молодежь тому, что жить нужно лучше, а страна обязана быть симпатичной, то можно не колебаться, что подрастающее поколение невзирая ни на какие «юнармии» весьма стремительно сообразит, в которой таковой симпатичной стране (либо странах) на данный момент жить отлично. И выбор его падет, как досадно бы это не звучало, не на Россию.
Любовь Донецкая, Альянс Народной Журналистики, команда поддержки Программки Сулакшина