Уже столько было сказано по поводу того, почему рубль падает (самому приходилось много раз писать), что, чудилось бы, ничего новейшего сказать уже и недозволено: цены на нефть, состояние русской и мировой экономик, антироссийские санкции, главная ставка Банка Рф и т. д. и т. п.
На самом деле, прогнозируя происходящее с рублем сейчас, как и раньше необходимо уделять свое внимание на все эти моменты. Они, как и ранее, весьма важны для самочувствия русской валюты. Конкретно они и сейчас сформировывают устойчивую тенденцию ослабления рубля. И любой из нареченных причин заносит собственный вклад в то, что рубль сдает позиции.
Периодически то один из этих причин увеличивает свое воздействие, то иной. В крайнее время, к примеру, усилилось воздействие санкционного фактора и фактора состояния экономики. Санкционный фактор — это, непременно, все, что соединено со случившимся с Алексеем Навальным. Тут уже все весьма серьезно, а русские власти пока очевидно недооценивают реакцию Запада. Но денежный рынок наиболее беспристрастен в этом отношении, отсюда и реакция рубля.
Буквально также усилилось негативное воздействие фактора состояния экономики. Это Минэкономразвития, как понятно, улучшило на деньках прогноз на 2020 год, утверждая, что ВВП свалится всего только на 3,9% (ранее -то все прогнозы были в спектре минус 4 — 6%). Удивительнейшее дело — так предсказывать. Сразу, разумеется, началась 2-ая волна пандемии. Да, естественно, это весьма смешивается с улучшением экономического прогноза.
Но возник и новейший фактор — психологически принципиальный предел в 100 рублей за евро. Возник, когда официальный курс достигнул 90 рублей за евро. При этом понятно, что это ни некий краткосрочный скачок. К рубежу в 90 рублей за евро курс подбирался равномерно, но уверенно все крайние недельки.
Современная экономика — это экономика настроений. Кто задумывается, что все это (настроения, эмоции, психические причины и пр.) ерунда, глубоко ошибается. Действительность уже не один раз обосновывала, что все это имеет значение.
Что такое психологически принципиальные рубежи в экономике? — Это когда те либо другие количественные характеристики, которые ранее казались недосягаемыми в обозримой перспективе, вдруг стают весьма даже настоящими. Становится ясно, что это лишь дело времени, когда новейший предел будет преодолен.
Новейший психологически принципиальный предел становится в таком случае самостоятельным фактором воздействия. Он притягивает, выступает в качестве ориентира, его начинают учесть в планах. Вот и 100 рублей за евро становится сейчас таковым психологически принципиальным рубежом, самостоятельным фактором воздействия на рубль, предпосылкой его предстоящего ослабления. Он мог бы и не показаться, этот новейший фактор, если бы рубль не падал. Но он падал.
Игорь Николаев