Инцидент с порчей картины «Три фигуры», который произошёл в екатеринбургском Ельцин Центре, вызывает вопросы. Несмотря на то что полотно повредили 7 декабря, директор по развитию фонда «Президентский центр Б. Н. Ельцина» подала заявление в полицию только в конце месяца. Проволочка может быть связана с тем, что акт вандализма совершил бывший сотрудник организации.
Картину «Три фигуры» Анны Лепорской из коллекции Государственной Третьяковской галереи привезли в екатеринбургский Ельцин Центр на выставку «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства», которая открылась 5 декабря. Уже 7 декабря посетители заметили на картине следы вандализма: неизвестный пририсовал шариковой ручкой на лицах двух фигур небольшие окружности на месте глаз.
По версии осведомлённого источника «Октагон.Урал», новое оформление полотну мог придать один из ответственных за безопасность центра сотрудников. Речь идёт о Дмитрии Немтинове, которого уволили в декабре. Мотивом поступка могла стать месть за увольнение, пояснил собеседник издания. После произошедшего мужчина якобы ушёл в запой. При этом в пресс-службе Ельцин Центра опровергают эту информацию, заявляя, что «сотрудники организации к совершению акта вандализма в арт-галерее не причастны».
Фрагмент картины со следами вандализма.Фото: The Art Newspaper Russia
– Это произошло в течение дня, когда на выставке было мало посетителей. Кто это сделал, я не могу сказать, – сказал на сегодняшней пресс-конференции руководитель арт-галереи Ельцин Центра Илья Шипиловских.
Он подчеркнул, что человек, сделавший это, попал на видео, но раскрыть пол, возраст и другую информацию о вандале отказался.
При этом, по данным источника «Октагон.Урал» в силовых ведомствах, правоохранителям сотрудники центра сначала сообщили, что не могут предоставить записи с камер видеонаблюдения, так как они не сохранились. Однако сегодня в Ельцин Центре заявили иное.
«На сегодняшний день Ельцин Центр готов передать всю собранную в результате внутреннего расследования информацию, включающую записи с видеокамер, в правоохранительные органы», – сообщили там.
После случившегося Президентский центр пересмотрел протоколы безопасности и установил защитные экраны над всеми картинами выставки в галерее.
Цена почеркушек
Картину сняли с экспозиции и вернули в Третьяковскую галерею. Там её обследовали и пришли к выводу, что реставрация обойдётся в 250 тыс. рублей. Как писала The Art Newspaper Russia, чернила шариковой ручки немного проникли в слой краски – лица оказались не покрыты авторским лаком, как это часто бывает в абстрактной живописи того времени. Рельеф мазков вандал в целом не нарушил, но у левой фигуры на лице слегка выкрошился слой краски.
Перед отправкой на выставку произведение Лепорской застраховали на 74,9 млн рублей, реставрацию оплачивает компания «АльфаСтрахование».
«Работа уже на следующий день после преступления была осмотрена реставратором Государственной Третьяковской галереи и отправлена специализированной компанией в Москву. Картина реставрируется, ущерб, по оценкам эксперта, устраним без последствий для произведения искусства», – говорится в сообщении Ельцин Центра.
Шипиловских добавил, что претензий от Третьяковской галереи к Президентскому центру не было.
Виновный не нужен
Примечательно, что администрация Ельцин Центра обратилась в полицию только 20 декабря. УМВД по Екатеринбургу организовало проверку, по итогам которой в возбуждении уголовного дела было отказано.
«Причинённый ущерб оценивают примерно в 200 тысяч рублей, что является незначительным. <…> В данном случае отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ, так как картина своих свойств не утратила», – говорится в решении правоохранителей.
Впрочем, по сведениям «Октагон.Урал», представители Ельцин Центра и не настаивали на возбуждении дела. В своём заявлении они самостоятельно оценили нанесённый полотну ущерб в 150–200 тыс. рублей. Этот факт вызывает вопросы, поскольку заявление могло быть подано уже после проведённой в Третьяковской галерее оценки – организация указала более высокую сумму ущерба. По всей видимости, заявители обратились в полицию, чтобы полученные документы позволили им возместить страховую сумму, а в установлении личности виновного они не заинтересованы.