Как отразятся итоги женевского саммита президентов России и США в судьбах ДНР и ЛНР
Безальтернативность Минских договорённостей в очередной раз подтвердили президент России Владимир Путин и американский президент Джо Байден на женевском саммите 16 июня
Большая часть дончан и луганчан была вынуждена сформировать у себя устойчивый информационный иммунитет, чтобы не сойти с ума от информационной шизофрении. Иначе сохранять здравый ум и трезвую память долго не получится. Судите сами: в СМИ одновременно эксплуатируется тема условий возвращения ЛДНР Украине и интегрирования их в Россию на внутреннем уровне, вроде получения гражданства РФ, рублевой зоны, аккредитаций вузов и стандартизации документооборота по российскому образцу.
При этом в донецкие вузы приходят с лекциями помощники местных депутаток и читают молодёжи методичку о пользе минских соглашений для Донбасса и зачем надо вернуться в состав Украины, а руководители республик с экранов говорят, что наша цель — быть ближе к России, но надо ждать окно возможностей. Судя по результатам встречи российского и американского президентов и сказанного ими, окно по-прежнему закрыто и пытка минскими соглашениями безальтернативна. Так ли это, и какие угрозы нависли над Донбассом, разберёмся подробней.
Безальтернативность Минских договорённостей в очередной раз подтвердили президент России Владимир Путин и американский президент Джо Байден на женевском саммите 16 июня. Среди других вопросов обсуждалась ситуация с Украиной и ЛДНР и основой урегулирования признаны Минские соглашения. Разногласия возникли в их трактовке и последовательности выполнения.
Вот цитата Владимира Путина: «Обязательство России перед Украиной только одно — способствовать реализации Минских соглашений, если украинская сторона готова к этому. Но то, что до сих пор предлагал Киев, ничего общего с Минскими соглашениями не имеет. Что предложила Украина? Она предложила первым шагом вернуть вооружённые силы Украины к местам своей постоянной дислокации. Это означает, что войска Украины должны зайти на Донбасс. Второе: они предложили закрыть границу между Россией и Украиной в этой части. И третье: выборы провести через три месяца после этих двух шагов. Это ничего общего не имеет с Минскими соглашениями и полностью им противоречит». Как известно, в минских соглашениях прописан такой порядок: сначала ЛДНР получают особый статус, закреплённый на конституционном уровне Украиной, и в республиках проводятся выборы по украинскому законодательству. Лишь потом украинские военные заходят на всю территорию Донецкой и Луганской областей и берут под свой контроль часть российско-украинской границы, которая сейчас не подчинена Украине.
Президент Джо Байден заявил, что Штаты намерены и дальше оказывать «незыблемую поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины». При этом высказался с некоторым высокомерием: «Мы обсудили Минские договоренности, я выразил свой взгляд на них. Он не перечил мне, но, конечно, различия в позициях по Минским соглашениям были». По заявлениям видно, что тема Украины остаётся горячей и к принципиальным уступкам стороны не готовы. В этом для донецких республик есть плюс, потому что никто здесь не рвётся встречать украинских чиновников и армию с цветами и караваями. Одновременно есть и минус. Война не прекратится, и в любой момент может перерасти в полномасштабную агрессию ВСУ, которые давно готовы силовым методом восстановить пресловутую «территориальную целостность и единство Украины». Об этом на Украине внезапно вновь заговорили после саммита. Более того, злобные заявления сыпались подряд, как из рога изобилия.
Представитель киевской делегации в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Алексей Арестович настаивает на необходимости переформатирования Минских соглашений, он апеллировал к заявлению главы Белого дома: «Байден не сказал, что Минские соглашения безальтернативные. Он сказал: мы продолжим дипломатическую работу вокруг Минских соглашений. Президент Зеленский приедет в США с нашим вариантом модернизации Минских соглашений и заручится поддержкой Вашингтона». Советник Зеленского Михаил Подоляк уверен, что «американская сторона провела встречу по своему сценарию», а российская «куда больше ожидала, чем получила на выходе и отсюда совершенно разные тональности заявлений президентов после саммита в весьма тонко завуалированной стилистике».
Слова Байдена об усилении дипломатических усилий Офис президента Зеленского воспринял как «обсуждение модернизации минского формата, исходя из существенно изменившихся обстоятельств». А секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов, до киевского майдана работавший директором зооуголка в Луганске, потом мэром и депутатом, скатился в открытые угрозы и оскорбления. Заявил, что ВСУ «могут освободить Донбасс, просто не хотят». Не делают этого только потому, что освобождение чревато «огромными человеческими жертвами». При этом Данилов под жертвами имел в виду украинских вояк, а не мирных жителей. Заявил, что в этом «концлагере под названием ДНР и ЛНР» нельзя проводить выборы: «Мы их не денонсируем. С Минскими соглашениями надо работать. Других нет. Но надо понимать, что выполнить их в том виде, как они есть — нонсенс. С наличием российских танков, генералов и офицеров на нашей украинской территории проводить выборы невозможно». «Этот саммит продемонстрировал, что Америка вернулась. Сейчас настало время заставить Россию отступить от Украины», поддакивает ветеринару Данилову глава украинской дипломатии Дмитрий Кулеба. Вялый оптимизм выразила и «Оппозиционная платформа — За Жизнь», отметив свою удовлетворённость подтверждением Минских соглашений в вопросе по урегулированию конфликта в Донбассе, что «даёт надежду на приближение мира на Украине и восстановление единства страны».
Теперь понятно, что испытывают дончане, глядя на украинский паноптикум, и понимая, чем закончится этот реваншизм в случае возвращения на Украину? Это ощущения человека, которого насильно заталкивают в клетку со стаей голодных диких гиен. И сейчас эти гиены только скрипят зубами в предвкушении.
Президент США Джо Байден по результатам переговоров тольконамекнул, что Минские соглашения по урегулированию конфликта в Донбассе «можно переосмысливать». А украинская власть уже торжествует, считая заявления Байдена позитивным сигналом. США показали, что будут поддерживать Украину в реализации Минских соглашений в том формате и порядке, который выгоден интересам Киева. А заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд сообщила, что Вашингтон начнёт серьезные консультации, какими Киев видит Минские соглашения и как планирует их реализовывать. Она назвала Минские соглашения единственным письменным документом, в котором «президент Путин заверил, что уйдет из Донбасса». Таким образом Нуланд дала понять, что США и Украина будут работать исключительно над капитуляционным вариантом соглашений и на особые компромиссы рассчитывать не следует. «Если мы действительно почувствуем, что есть основания увидеть реализацию Минских соглашений как безопасного и приемлемого для Украины способа восстановления её суверенитета и территориальной целостности на Донбассе взамен какого-то типа политической автономии для Донбасса, и это приведёт к выводу российских сил и поддерживаемых ею марионеток — мы будем готовы работать над этим». Оговорка насчёт «какого-то типа автономии» означает, что «обещать можно что угодно, а вешать будем потом».
Разумеется, российская сторона — не слепая и не глухая, и понимает, что может произойти, если продолжать политику односторонних уступок. Во всяком случае, на это хочется надеяться. Достаточно вспомнить все попытки договориться с США и Украиной и долгую историю увёрток, затягивания времени и обмана. Предыдущие встречи и переговоры о Минских соглашениях с президентами Обамой и Трампом не привели ни к каким результатам. К примеру, Путин и Обама встречались девять раз. С президентом Дональдом Трампом Владимир Путин встречался шесть раз. Путин и Трамп в своё время договорились о создании дипломатического канала связи для всестороннего содействия урегулированию ситуации в Донбассе и перемирии в Сирии. И ничего не менялось. Поэтому надежды, что именно при Байдене минский процесс вдруг обретет скорость, невелики.
На саммите Россия и США зафиксировали свои позиции, но решения или не были приняты, или узнаем о них постфактум. И вот это мучительное ожидание, что они на самом деле там порешали и как это изменит имеющийся статус-кво, хуже всего. О закулисной части переговоров обмолвился Дмитрий Козак, замглавы администрации президента РФ, участник переговоров, отвечающий за донбасское направление. Он сказал, что Украину обсуждали «довольно детально», включая «выработку взаимоприемлемых условий, будущего режима статуса этих территорий в составе Украины, если нашим американским партнёрам удастся воздействовать на украинскую позицию». По словам Козака, в Кремле надеются, что Вашингтон, увидев конструктивный настрой Москвы, окажет давление на Киев, который саботирует продвижение переговоров и тогда процесс сдвинется с мёртвой точки.
И вот тут таится главная опасность. А что если Украину действительно заставят? Получается, восьмой год войны и десятки тысяч погибших, калек, сломанных жизней, разрушенная инфраструктура и сожженные дома — и всё ради возвращения на Украину с особым статусом? Не велика ли цена и риски? Получается, нынешняя независимость республик — это исключительно заслуга Украины, которая не выполняет Минский договор и желает лишь полной и безоговорочной капитуляции.
Позицию невмешательства выбрали европейские страны — гаранты минских соглашений и переговорщики нормандского процесса. На сегодняшний день появились серьёзные проблемы внутри самой «нормандской четвёрки». Представители Франции и Германии заявили, что у них «не хватает квалификации» определить, кто выступает стороной соглашения о перемирии в Донбассе, поэтому возможность повлиять на Киев для выполнения им Минских соглашений через «нормандский формат» отсутствует.
Представить проект итогового заявления по вопросу о сторонах конфликта в Донбассе министерства иностранных дел и политические советники Германии и Франции также отказались, заявив, что не могут этого сделать. То есть Европа самоустраняется, оставив разруливать ситуацию Россию и США. Видимо, с этим связана идея проведения встреч на уровне Нуланд — Козак, переговоров на уровне замруководителя администрации президента РФ и замгоссекретаря США с привлечением команд экспертов. Ранее формат Россия — США по Донбассу курировался Владиславом Сурковым и Куртом Волкером. Российская сторона считает, что практика обмена информацией была положительной и такой процесс консультаций следует возобновить. Это пояснил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Украина была обозначена как проблема в арсенале завалов, образовавшихся в российско-американских отношениях, детального обсуждения этой темы не последовало, но поднимался опрос о возможности возрождения регулярного диалога по Украине».
В ООН также проявляют безразличие к войне на Донбассе, и лишь российские дипломаты не дают замолчать факты. Первый заместитель постпреда России при ООН Дмитрий Полянский рассказал, что российские дипломаты призвали иностранных коллег по Совету Безопасности осудить жестокое нападение ВСУ на пост Народной милиции ЛНР. Группа сил специальных операций Вооружённых сил Украины проникла на наблюдательный пост Народной милиции ЛНР у посёлка Голубовское и расправилась с пятью ополченцами. В сообщении постпредства говорится, что «все погибшие не являлись профессиональными военными, а один из них прослужил в ополчении всего полтора дня», «без отцов остались четверо детей». Дипломаты акцентировали внимание, что диверсия ВСУ была устроена сразу после телефонного разговора президентов Украины и США, накануне встреч лидеров НАТО, ЕС — США и саммита президента России Владимира Путина с Джо Байденом. Нападение российские дипломаты назвали «бессмысленным и жестоким», прямо нарушающим Минские соглашения.
Тем временем в республиках продолжаются боевые действия и теракты. Украинские вояки возобновили обстрелы Луганской Народной Республики после двухнедельного затишья, накрыв минометным огнём посёлок Калиновка. Затишье связано исключительно с погодными условиями и бесконечными ливнями, обрушившимся на республики: окопы затоплены, блиндажи залиты водой, в грязи увязло всё. Но и это не мешает украинским воякам проводить теракты. В ночь на 18 июня на газопроводе в Луганске произошёл взрыв и сильный пожар, без газа остались десятки жилых домов и объектов инфраструктуры. Аналогичные теракты в республике уже были: подрыв магистрального газопровода в Лутугинском районе ЛНР в январе, из-за чего без газа остались около 13 тысяч абонентов, включая школы, больницы и котельные. В феврале этого года на газораспределительном узле возле Луганска снова прогремел взрыв и начался пожар. Продолжаются и обстрелы ВСУ по ДНР. Под миномётный и гранатомётный огонь в эти дни попали посёлки Октябрьский, Весёлое, Ленинское. За сутки на нашей территории разорвалось 35 украинских боеприпасов.
И пока политики ведут свои игры, донецкие республики живут как в песне: «Суровые годы уходят, борьбы за свободу страны. За ними другие приходят. Они будут тоже трудны». Жителям ЛДНР остаётся стиснуть зубы и наблюдать, как решаются их судьбы.
Марина Харькова, журналист, собкор «Родины на Неве» в Донецкой народной республике