Цифровая революция, анонсированная в Рф, оказалась под опасностью срыва. Поставленная задачка – устранить нехватку вузовских педагогов по IT-специальностям – пока не быть может решена. Представители образовательного общества и технологической сферы единодушны: приготовить несколько 10-ов тыщ неповторимых кадров нереально. В итоге возникает замкнутый круг: в стране при полном недостатке профессионалов нет и тех, кто может их научить. Значит ли это, что стратегическую ветвь наводнят самоучки, разбирался «Октагон».
Максим – студент IT-направления 1-го из вузов Самары. В общении с «Октагоном» он признаётся, что на занятия «прогуливается через один раз», так как, по его словам, уже издавна обучается всему сам:
– Помните смешной рассказ про шестиклассника, с которым отец решил побеседовать о сексе? Вот так и в моем случае: мы, простите за нескромность, с ребятами из группы много чего же новейшего можем поведать нашим преподавателям-профессорам. Говорить на лекциях про Basic – это, естественно, перебор.
Максим уже пару лет работает в IT-компании, в числе заказчиков которой большие русские и западные структуры. В вузе стипендию не получает, так как нередко пропускает лекции. Меж тем заработная плата Максима издавна перевалила за 150 тыс. рублей – таковыми доходами не может повытрепываться ни один из профессоров в вузе, где обучается пока ещё не дипломированный программер.
Не хватает миллиона
Недостаток кадров по IТ-направлениям сейчас составляет от 700 тыщ до 1 миллиона профессионалов – такие числа привёл вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. «До 2024 года нам необходимо 80 тыщ педагогов, это пока расчётные данные ˂…˃. Я не весьма понимаю, кто будет готовить этих педагогов», – признался Чернышенко в процессе совещания «Кадры для цифровой экономики». По его словам, в текущем году обязано быть переподготовлено 16 тыщ педагогов вузов и заведений среднего проф образования. Вице-премьер выделил: неким специальностям нет смысла учить 5 лет, можно еще резвее готовить профессионалов по работе с данными и искусственным умом. Конкретно такие кадры, объяснил Чернышенко, на данный момент очень необходимы государственной экономике.
Ранее замглавы Минцифры Евгений Кисляков также оценил недостаток обученных кадров в IT-сфере в спектре от 500 тыщ до 1 миллиона человек.
По его данным, в стране не хватает не только лишь узеньких IT-специалистов, да и кросс-функциональных. Кисляков направил внимание и на нехватку в русских университетах экономных мест по таковым специальностям.
Таковым образом, кадровый вопросец автоматом делится на два: с одной стороны, ветвь нуждается в узеньких спецах, с иной – нет никакого осознания, кто и каким образом должен их учить, чтоб образовательный процесс не стал просто формальностью и гонкой за номинальным дипломом.
Меж тем, согласно ряду социологических исследовательских работ, любой 5-ый родитель хочет, чтоб его ребёнок поступал в институт на IT-специальности, считая их более многообещающими.
Не кассир для «Макдоналдса»
Переобучить за три года 80 тыщ педагогов – фактически утопия, рассуждают в общении с «Октагоном» представители IT-сферы. Задачку считает неосуществимой директор по маркетингу CS-Cart, соавтор книжки «Как открыть интернет-магазин. И не закрыться через месяц» Павел Трубецков:
– Хоть какой экспертный труд плохо клонируется, в особенности стремительно. Нетрудно вырастить второго кассира в «Макдоналдсе», а вот второго нейрохирурга НИИ Склифосовского – трудно. Так и тут.
Специалисты указывают и на другую серьёзную делему – морально устаревшие программки обучения в университетах.
Для переподготовки педагогов в IT-сфере требуются время и современные программки обучения.Фото: Егор Алеев/ТАСС
– Памятуя институт и то, чему нас учили, отлично понимаю: это – прошедший век. Нужно ли на это растрачивать время? Сейчас нужны способности для решения настоящих заморочек, но их почаще всего сами педагоги решать не способны. Возрастные педагоги предпочитают выезжать на авторитете двадцатилетней давности, а юные квалифицированные кадры в университеты работать не идут, – подтвердил «Октагону» UX-дизайнер Игорь Бабичев.
Кадровый вопросец вправду упирается в средства: что обязано вынудить специалиста остаться работать в вузе?
«До того времени, пока педагог получает гроши, никакая программка переподготовки не решит делему. Преподавать IT должны не пожилые люди, а люди, способные впитывать новое, как губка. Тут уже не прокатит чтение лекций сорокалетней давности. Сделайте профессию педагога конкурентноспособной – и выпускники не поедут в Москву либо за предел, а останутся в alma mater».
Лев Винокуров
IT-разработчик
В высшей школе тоже осторожно подступают к поставленным государством задачкам. Специалисты боятся, что процесс переобучения рискует перевоплотиться в профанацию.
– Будет нужно весьма насыщенная работа по подготовке, для которой нужна серьёзная мотивация, сначала финансовая. Никто не может кинуть свои дела и пойти обучаться на квалифицированного педагога в IT без поддержки, – утверждает соруководитель совместной образовательной программки «Пандан» Евро института (ЕУ) в Санкт-Петербурге и «Yandex’а», декан факультета социологии ЕУ Вероника Костенко.
По воззрению профессионала, переобучить людей можно, но принципиально, чтоб это не сделалось профанацией. Она уверена: повсеместное предназначение в университетах проректоров по цифровизации не поможет, так как будет саботироваться либо подменяться отчётностью.
Маленький путь
Долголетняя подготовка будущих айтишников в университетах – возможно, не самый наилучший путь. В этом сходятся и участники рынка, и представители вузовского общества.
По оценкам IT-маркетолога Павла Трубецкова, чтоб научить миллион крутых айтишников, нужно не 100 тыщ педагогов, а «мотивация для учеников, 10-ки миллионов умных людей и система комбинированного образования – онлайн плюс офлайн».
Вероника Костенко из Евро института уверена, что будущее – за маленькими программками.
– Это хороший путь, в особенности для людей, у каких уже есть высшее образование. Полгода-год – время, за которое можно освоить некие способности, позже начать их использовать, а потом продолжать обучаться, поэтому что останавливаться в данной сфере недозволено, – считает собеседница «Октагона».
Но в высшей школе указывают: неувязка заключается в том, что до сего времени неясно, что понимается под IT-специалистами.
«Высшее образование необходимо лишь для подготовки программистов самого высочайшего уровня. Всем остальным довольно маленьких программ и курсов».
Леонид Эрштейн
кандидат педагогических наук
По оценкам профессионала, на нынешний денек существует острая нехватка только весьма узеньких профессионалов:
– К примеру, системных админов Linux, может быть, и правда не хватает, но их ни в каком вузе не готовят. Есть недостаток 1С-программистов, поэтому что серьёзные спецы туда не идут, им это скучновато. А иным спецам это тяжело освоить.
Вообщем, у облегчённого подхода к подготовке кадров для IT-индустрии есть и оппоненты. Они указывают на то, что человеку без высшего образования в IT-кругах будет труднее прижиться. Главный аргумент – отсутствие у таковых «недоучек» базовой базы познаний.
– Топ-менеджер одной большой IT-компании как-то мне произнес: если его спец обучался на мехмате и сумел сдать теорию функций всеохватывающего переменного доктору Иванову в срок, то я буквально понимаю, что он управится с хоть какой производственной задачей, – отмечает в беседе с «Октагоном» заведующий кафедрой бизнес-информатики Уральского муниципального экономического института, доктор экономических наук Дмитрий Назаров.
Вообщем, мировоззрение доктора навряд ли можно считать пользующимся популярностью в среде айтишников.
Как показал опрос, проведённый онлайн-ретейлером Ozon, большая часть русских разрабов пришли в профессию без помощи других, при всем этом только 30 процентов из их имеют профильное образование.
Согласно данным рекрутингового сервиса HeadHunter, требования о высшем либо среднем проф образовании указаны в описании только 20 процентов вакансий в сфере IT. Сами участники отрасли обожают вспоминать историю о том, что основоположник и глава Facebook Марк Цукерберг получил диплом о высшем образовании только спустя 12 лет опосля отчисления из Гарвардского института. Его сотруднике Биллу Гейтсу потребовалось на это куда больше времени – основоположник Microsoft покинул Гарвард в 1975 году и смог окончить его лишь в 2007-м, спустя 32 года опосля отчисления.