Нет ни одного человека, который не знал бы, что такое государство и что такое партия, не слышал бы этих слов тысячу раз, не изучал бы их в школе или институте. Так зачем снова пытаться давать им определения? Мы вынуждены этим заниматься потому, что в справочниках, энциклопедических словарях, учебниках даются либо устаревшие, либо ошибочные, либо определения, не дающие ответа на
ключевой вызов, а именно: а что потом делать с этим словом, термином, понятием? Сами слова всем знакомы, а что из этого вытекает? Наша цель дать собственные, современные, системные и актуальные с точки зрения деятельностного подхода представления об этих якобы всем известных и затертых понятиях, для этого мы утруждаем собственные мозги, вырабатываем собственные представления.
Итак, обычно под государством понимают систему насилия, т. е. такую организацию жизни общества, в которой существует единственный агент, имеющий законное право на насилие вплоть до лишения жизни. Из более политически ангажированных определений вытекает, что государство это
всегда аппарат насилия, выражающий классовые интересы правящего класса. Сразу хочу сказать, что определений есть множество, они всегда даются в определенном контексте, в связи с какими-то жизненными задачами.
Партия нового типа, мы как члены этой партии, с чем имеем дело? Мы имеем две главные задачи:
1. Наше государство — Россию — спасти от разрушения и 2. Преобразовать страну.
Это наш контекст, именно в этом контексте мы собираемся не наблюдать, а действовать.
Значит наше определение должно быть дано в активно деятельностной форме, помогающей понять: что нужно делать осознав, что такое государство?
Откуда взялось государство и куда оно идет?
Наше определение государства таково. Это социальная оболочка, созданная обществом для максимизации всеобщего блага. Иные определения, как правило, ухватывают какие-то детали, часто еще незрелой сущности, особенности конъюнктурного исторического момента, как, например, уже
приведенное определение про классовые интересы, или марксистское о том, что государство отомрет в коммунистическом будущем, или конъюнктурные, описательные. Наше определение позволяет утверждать, что, если что-то и отомрет, то отомрет слово, но не государство как сущность, как
природная надобность в организации общежития больших человеческих сообществ. В нашем понимании государство будет нужным всегда и будет всегда, потому, что есть постоянные функции организации общежития человеческих сообществ, которые были, есть и будут в бесконечном будущем.
Об этом говорит так называемый мысленный эксперимент. Что было до человека, человечества? Была биологическая природа. Были стаи, рои — совместно живущие животные или насекомые. Почему они стали совместно живущими, почему не стали жить поодиночке? Есть такой закон жизни: делать максимальной свою жизнеспособность. И индивидуальную — биологического образца, и их совокупности. Так вот коллективность, коллегиальность, кооперативность, а потом и социальность, оказываются фактором, который делает сообщество людей более жизнеспособным, чем, если бы
они жили каждый сам по себе. Отсюда есть проекции на идеологии социализма (коммунизма), либерализма и фашизма. Коллективное бытие более эффективно с точки зрения жизнеспособности, чем индивидуальное.
Итак, чтобы выжить, животные стали объединяться в стаи. Охота, распределение продукта, продолжение рода, отражение опасности — три ключевых мотивации: питаться, размножаться и отражать опасности —
вызвали к жизни коллективные формы бытия. Эти формы складывались в пирамиду со статусной и управленческой вертикалью. Почему всегда возникает иерархическая вертикаль? Потому, что появляется жизненная необходимость в субъекте — лидере, предводителе, самце, который способен принимать решения, потому что решения, даже если они вырабатываются коллегиально, всегда принимает один субъект, он же его материализует, организует исполнение, координирует всех остальных и т. д.
Поэтому вертикаль управления, локализация принятия решений всегда были и всегда будут, поскольку у больших коллективов людей всегда будут общие задачи — не только пропитание, размножение и отражение опасности — но еще и развитие, целеполагание, достижение общих целей.
И для этого должна кем-то осуществляться организация этого движения к целеполаганию, поэтому управление сверху вниз, обратные связи снизу вверх, сетевая горизонтальная организация коммуникаций между кластерами и между индивидуумами в социуме останутся необходимыми.
Иногда нам возражают: когда-нибудь все люди станут идеальными, совершенными, сильными, творческими и дееспособными как лидер, который олицетворяет вершину пирамиды. Отвечу — нет, такого не будет, люди клонами не будут никогда. Всегда будут флуктуации по отдельным
личностям, одни будут талантливы в одном, другие в другом, психологические характеристики, характеры будут различными. Поэтому утверждаю следующее: как до человеческого этапа биологические социальные протосистемы сложились в виде пирамиды с вертикалью и горизонталью, так и в ходе человеческой эволюции и эволюции видов человеческого общежития: семьи, роды, племена, народы, протогосударственность, государства и т. д. — есть общая схема, которая сохранится. Даже если
государств с границами на земном шаре не будет, к чему, естественно, дело придет рано или поздно, то в мироздании человечество будет все равно организованно по такому же принципу.
Итак, говоря о государстве, мы, прежде всего, имеем в виду систему управления общежитием немалого количества людей. В этой системе важнейшим вопросом является вопрос распределения ресурсов. Как
исторически рождалось государство, кто становился наверху пирамиды? Конечно сильнейший, тот, кто в борьбе отвоевывал это право, кто мог подавлять физически всех конкурентов, кто имел возможность передать свои гены многочисленному потомству — и первое протогосударство было именно таким. Лучший кусок получал лидер, лучших самок получал он же, остальные по остаточному принципу. И сила силы, торжество силы, проникшее в природу государства, родом из этих времен.
Сулакшин С.С., Партия нового типа. Партминимум. Курс лекций. М.: Наука и политика, 2018.