Центробанк планово очнулся от спячки и решил навести марафет накануне грядущего катаклизма. Долговая нагрузка россиян достигла исторического максимума — резюмируют там и предлагают отключить часть граждан от заёмных средств. Но не сейчас, перед новогодними праздниками, то есть — не срочно, а потом. Точнее — с 1 февраля 2022 года, когда ЦБ планирует ужесточить условия расчёта показателя долговой нагрузки (ПДН) заёмщика по долгосрочным потребительским ссудам. Что, по мнению регулятора, должно несколько охладить этот сегмент финансового рынка. Согласно данным ЦБ за первые шесть месяцев 2021 года, ПДН дорогих россиян выросла с 9,8% до 10,24%, следует из обзора финансовой стабильности, который опубликовал регулятор. Другой тренд, на который обратил внимание Банк России, — частота дефолтов заёмщиков по долгосрочным потребкредитам, выданных как в наличной форме, так и по той самой и возможно даже льготной ипотеке.
Кроме того, по данным ЦБ, на 1 октября 2021 года задолженность граждан по беззалоговым ссудам выросла на 19,1% в годовом выражении. При этом 59,5% таких кредитов выдавалось заёмщиком с показателем долговой нагрузки (ПДН) более 50%, то есть тем, кто тратит на обслуживание долга более половины дохода. В этой связи стоит отметить и малоприятную заминку в игре с кредитными картами. Граждане, попавшие в сложную финансовую ситуацию, стали всё чаще их использовать, чтобы погасить ранее взятые кредиты. А этот фокус далеко не всем удаётся. По данным ЦБ, из 41 млн карт просроченных — 2,6 млн, или около 6%. А объём безнадёжной просрочки россиян по кредиткам (более 360 дней), которую не удалось взыскать коллекторам и которая, как правило, списывается банками с баланса, за год увеличился на 19,6%, до 108,7 млрд руб (на 1 октября 2021 года).
Обращает на себя внимание дата, к которой ЦБ намерен приурочить «закрутку» выдачи новых кредитов гражданам. 1 февраля 2022 как-то подозрительно точно совпадает с датой, на которую первоначально планировалось ввести QR-ризацию в стране. Если это и впрямь совпадение, то политически крайне неудачное. Как, впрочем, и то, что, увидев и обозначив проблему, ЦБ не спешит ограничить аппетиты банкиров, а главным образом — микрофинансовых организаций — в их нелёгком труде подготовки к массовому дефолту граждан.