У руководства Казахстана давно сложились довольно тесные связи с Арабскими Эмиратами Зачем Казахстан продает половину крупнейшей в стране энергокомпании
В первой половине октября текущего года состоялась рабочая поездка премьер-министра Казахстана Аскара Мамина в Объединенные Арабские Эмираты. Главный ее результат – подписание по итогам переговоров с заместителем премьер-министра шейхом Мансуром бен Заид Аль Нахаяном межправительственного соглашения об установлении долгосрочного стратегического партнерства по реализации проектов в ключевых отраслях экономики республики.
Цена вопроса – $6 млрд, которые в течение ближайших лет должны быть инвестированы в казахскую экономику – прежде всего в энергетику (традиционную и «зеленую»), а также агропром, транспорт и логистическую инфраструктуру, фармацевтику, финансовый сектор. Деньгами будет распоряжаться суверенный фонд Абу-Даби ADQ. Его партнером станет Фонд национального благосостояния Казахстана. Как минимум один пункт договоренностей стороны уже начали переводить в практическую плоскость. Речь о подготовке к продаже арабскому фонду 49% акций АО «Самрук-Энерго» – крупнейшей в стране энергокомпании.
Парламент Казахстана в настоящее время обсуждает предстоящую сделку. Впрочем, параметры ее, в частности, во сколько фонду Абу-Даби ADQ обойдется пакет акций одного из самых ликвидных активов, не разглашаются. Это вызывает вопросы у участников рынка, которые считают, что обеспечение максимальной прозрачности принятия решений стало бы гарантией справедливой цены.
Для экономики и социальной сферы Казахстана значение «Самрук-Энерго» трудно переоценить. Основные виды деятельности компании – производство электричества, тепловой энергии, горячей воды, техническое распределение электроэнергии в сети, строительство электростанций. А еще добыча угля – «Самрук-Энерго» принадлежит самое крупное угледобывающее предприятие Казахстана ТОО «Богатырь Комир».
То есть, фактически речь идет о компании, имеющей стратегическое значение для Казахстана. У национальных инвесторов есть непонимание, почему пакет акций «Самрук-Энерго» был выставлен на продажу иностранцам, причем на весьма привлекательных условиях участия в проекте. В связи с этим в будущем могут возникнуть определенные риски, о чем свидетельствует, в частности, опыт России.
Для государства исключить такие риски слишком важно. Передача иностранному государству значительного контроля над электрическими сетями всей страны и половиной генерации – это вопрос национальной безопасности и суверенитета страны. Такие вопросы, несомненно, должны были быть согласованны с органами власти, отвечающими за государственную безопасность страны.
В пример можно привести историю возвращения под госконтроль компании Русгидро. Хотя формально она не переставала быть государственной, но практика показала, что контрольного пакета (50% + 1 акция) в определенных ситуациях бывает недостаточно для принятия решений. Поэтому осенью прошлого года были предприняты необходимые меры с тем, чтобы никто впредь не мог приобрести блокирующий пакет акций (25%). И на сегодняшний день правительство РФ владеет 75,46% акций Русгидро.
Научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев находит этому простое объяснение. «Системообразующие компании потому и системообразующие, что от их работы зависят все остальные отрасли экономики и сама жизнь людей. Насколько это может быть критично в этом году, наглядно показала энергосистема Евросоюза, когда «зеленая» генерация не оправдала надежд, а традиционная столкнулась с дефицитом ископаемого топлива», – напомнил эксперт.
Еще один неоднозначный пункт в межправительственных соглашениях Казахстана и ОАЭ – планы создания совместного холдинга для развития возобновляемой и традиционной энергетики. Проекты предусматривают активное строительство солнечных, ветровых и гидроэлектростанций общей мощностью 5 ГВт.
Эксперты обращают внимание на достаточно высокую норму доходности – 13% годовых в долларах. Чтобы обеспечить ее, скорее всего, придется резко повысить цены на электроэнергию для потребителей – населения и бизнеса. Это снизит конкурентоспособность товаров и услуг, производимых на территории Казахстана, причем не только на внешних рынках, но и внутри страны.
Гарантировать возвратность инвестиций можно и не поднимая тарифов на электроэнергию, например путем прямых выплат из бюджета страны. Но данных средств в стране нет и скорее всего потребуются изъятия из государственного национального фонда. Но тогда возникает резонный вопрос, а почему не использовать средства нацфонда напрямую для строительства новых электростанций, не прибегая к дорогому финансированию со стороны арабов? Тем более что 13%-ная долларовая доходность на инвестиции является очень привлекательной и на сегодня недосягаема для национального фонда
«Доходность в 13% в долларах, для «зеленой» энергетики Казахстана – смелое обещание. У наших соседей полный цикл окупаемости не прошла еще ни одна станция, поэтому о точных цифрах преждевременно говорить в принципе», – уверен представитель Инжиниринговой Компании «2К», вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Ко всему прочему не надо забывать, что потребитель пока не готов платить дороже за «зеленую» энергию просто потому, что она «зеленая», резюмировал он.
К тому же выбор инвесторов из ОАЭ в качестве партнеров для перехода к климатически нейтральной экономике выглядит не очень логичным. Конечно, у арабов есть деньги, но компетенциями по строительству ветряков и солнечных станций, равно как и ресурсной базой они не обладают.
В связи с этим возникает ощущение, что не слишком продуманное участие Казахстана в этом проекте – скорее, дань модной и раскрученной «зеленой повестке», чем хорошо просчитанное стратегическое решение. А что происходит в мире сегодня вокруг хорошо разрекламированной «зеленой энергетики», демонстрирует разразившийся в развитых странах самый настоящий дефицит энергии из традиционных источников.
Судя по всему, даже страны «золотого миллиарда» не совсем понимают, как выходить из нынешнего кризиса. Тем не менее, вовсю идет втягивание в «зеленую истерию» даже тех стран, у которых нет проблем с энергоносителями, к каким относится и Казахстан.
В итоге, Казахстан поставив на кон свою энергетическую безопасность, дал себя вовлечь в энергетический проект с неясными и неочевидными перспективами, который при ближайшем рассмотрении очень смахивает на авантюру. Вот только платить за эту авантюру будут уже не арабские инвесторы, а простые жители Казахстана, которым и угольная-то энергия дорога, не говоря уже про ныне модную зелёную.