Реальный крестьянский мятеж назревает в русской глубинке: фермеров из Тереньгульского района Ульяновской области лишили способности заготовлять сено и пасти скот на издавна поросших бурьяном полях. Участок земли, сопоставимый по площади с 2-мя русскими колхозами, передали в длительную аренду южноамериканскому бизнесмену типо для реализации большого инвестпроекта. Три года вспять предприниматель приезжал осматривать свои владения, с того времени тут его никто не лицезрел.
Александр Бормотин живёт в Михайловском сельском поселении Тереньгульского района всю жизнь. На вопросец о том, является ли он фермером, робко отвечает: «Пробую». У Бормотина стадо овец в 100 голов. Но в первый раз за свои 58 лет ему пришлось ездить заготовлять сено на зиму в примыкающий регион – Самарскую область.
– Далеко, естественно, а куда деваться – нас с родной земли практически выжили. Пасти скот негде, сено заготовлять негде, – ведает крестьянин «Октагону».
Препядствия, о которых гласит Бормотин, начались, когда в его родные края пришёл южноамериканский инвестор, генеральный директор Бондарской сельскохозяйственной компании Джон Хоуз Хаскелл.
Янки и скотины
О масштабном инвестпроекте янки в первый раз было заявлено в летнюю пору 2017 года. Тогда ульяновские власти рапортовали о принципиальных планах уроженца Бирмингема. «Мы пригласили его [Джона Хаскелла] в Ульяновскую область и предложили площадку для разведения мясной породы скотин в Тереньгульском районе. Инвестор планирует вложить порядка 1,5 миллиардов рублей в покупку сельхозтехники и поголовье», – говорил глава Компании развития Ульяновской области Сергей Васин.
В августе 2017 года местные власти подписали с Джоном Хаскеллом (на фото справа – в центре) инвестиционное соглашение по реализации проекта для разведения скотин мясной породы. В аренду на 49 лет предпринимателю было выделено 8,5 тыщи гектаров земли. Фото: Максим Конанков/Octagon.Media (слева) и официальный веб-сайт губернатора и правительства Ульяновской области (справа)
Сам Хаскелл гласил, что компания разглядывала различные варианты площадок, в том числе в Татарстане и Саратове, планируя трудоустроить не наименее 200 человек. Попутно представители местных властей тиражировали прекрасные истории о успешном южноамериканском инвесторе. В первый раз Хаскелл приехал в Россию из США в 1996 году. Вначале его бизнес не был связан с сельским хозяйством, а представлял собой вкладывательный фонд, в главном работающий на рынках нефти и газа. Но кризис 1998 года спутал его планы, но он остался в Рф. В итоге фонд стал находить компании второго эшелона, которые не были обширно известны, но на теоретическом уровне были бы недооценены на рынке. «Мы обладали акциями таковых компаний, как “Титан”, ВСМПО (Свердловская область), ГАЗ, “Северсталь”, позднее – ЮКОС и “Норильский никель”», – говорил Хаскелл.
Ёлки и тёлки
Невзирая на обещания, ни мегафермы, ни современной сельхозтехники, ни новейших рабочих мест в Тереньгульском районе так и не возникло. Зато местных обитателей практически стали выживать отсюда.
– У Хаскелла на данный момент около 40 голов скотин. Все они стоят под навесом из старенькых ёлок. Никакого персонала там нет, установлена камера и «электропастух» – это колышки, меж которыми растянуто под низким напряжением огораживание. Там и пасутся. За лето эти злосчастные скотины уже выгрызли все корешки у травки, – делится с изданием местный крестьянин, 35-летний Андрей Хренов.
Хаскеллу и его компании местные власти выделили в аренду на 49 лет 8,5 тыщи гектаров земли. В русское время на таковой площади могли поместиться два колхоза.
– Работы у нас в селе толком нет, люди пробуют выжить за счёт сельского хозяйства, в том числе выкармливания большого рогатого скота. Но необходимо заготовлять сено – требуется пространство для выпаса. Опосля того как тут возник Хаскелл и его представитель, нам воспретили и сено косить, и скот пасти на переданных в аренду землях, – разъясняет крестьянин.
Земля, отданная в аренду, по слова Андрея Хренова (на фото слева), никак не обрабатывается. Ранее эти же участки находились в аренде у иной компании, тогда фермеров пускали на земли заготовлять сено и пасти скот.Фото: из личного архива Андрея Хренова (слева) и Максим Конанков/Octagon.Media (справа)
По его словам, эти большие угодья не обрабатываются. Ранее они находились в аренде у иной компании, но вопросцев не появлялось – сельчан пускали на земли. На данный момент же, гласит Хренов, за это требуют средства:
– Мы сдаём молоко на завод по 20 рублей за литр. Если брать сено, то бизнес становится невыгодным. Почти все и так на данный момент сворачивают дела.
У Андрея своё крестьянско-фермерское хозяйство, он открыл его 10 годов назад. Гласит, что желает развиваться:
– Но на грантовую поддержку со стороны страны я рассчитывать не могу, поэтому что у меня нет земли. Желал бы взять 600 гектаров в долгосрочную аренду с правом предстоящего выкупа. Мне больно глядеть, что такие земли практически под носом стоят брошенные.
Местный обитатель Александр подтверждает: вольной земли в районе больше не осталось:
– Мы сетовали и в местную администрацию, и депутатам от «Единой Рф» писали. Одни отписки присылают.
Проект, которого нет?
Управляющий Компании развития Ульяновской области Сергей Васин сказал «Октагону», что вкладывательный проект как такой свёрнут:
– Сам Хаскелл тут практически не бывает, он в главном находится в остальных регионах. Они завели 60 голов, там маленькое фермерское хозяйство. Главные инвестиции там были в скот. Предполагалось открытое содержание звериных, открытый выпас по старинке.
Васин признался, что 1-ый раз слышит про жалобы со стороны местных обитателей.
«Мы его [Хаскелла] из реестра инвестпроектов исключили, поэтому что не были выполнены объёмы – на самом деле, он не купил то количество скота, которое планировал. Потому за ним особо не смотрим, знаем, что на этом всё завершилось».
Сергей Васин
глава Компании развития Ульяновской области
Глава компании не исключил, что на данный момент кто-то начал проявлять энтузиазм к сиим землям, но не сумел ответить, каковы размеры площадей, находящихся в аренде у компании янки:
– Нам растолковали, что проект не будет реализован в полном объёме из-за того, что у их не достаточно земли.
Меж тем глава администрации Тереньгульского района Григорий Шерстнёв продолжает веровать в уже свёрнутый инвестпроект. В беседе с «Октагоном» он сказал, что на нынешний денек разведение большого рогатого скота на местности Михайловского сельского поселения «идёт в согласовании с планом, который был разработан в рамках вкладывательного соглашения»:
«На данный момент у их 60 тёлок, они завезли их лишь в этом году. Также они привезли для предстоящего разведения быка. В течение 5 лет они планируют выйти на показатель 600–900 голов».
Григорий Шерстнёв
глава администрации Тереньгульского района
Он также отметил, что местные обитатели обратились в администрацию с просьбой оказать содействие в выделении земляного участка под выпас и сенокос:
– Ведём переговоры с БСК, чтоб эти земли были предоставлены жителям. Думаю, мы достигнем с ними соглашения.
Шерстнёв заверил, что у него нет никаких опасений по поводу проекта. Изданию не удалось связаться с представителями южноамериканского бизнесмена.
Скупщик земли российской
Местный активист Виктор Вишняков в общении с «Октагоном» представил, что с самого начала ферма была прикрытием для того, чтоб получить землю:
– Наверное он может купить её позже по льготной стоимости и перепродать кому-то наиболее прибыльно.
Спецы подтверждают: на теоретическом уровне Хаскелл может за средства переуступить право аренды либо купить земли как арендатор по льготной ставке, а потом вправду перепродать. Также есть возможность перевести земли сельскохозяйственного предназначения в категорию промышленных и воплотить их совершенно по иной цены.
Бэкграунд южноамериканского фермера оставляет желать наилучшего.
В Тамбовской области региональный комитет по управлению имуществом пробует через трибунал возвратить наиболее 5 тыщ гектаров земель в собственность страны, лишив Хаскелла права аренды, также приобретенной на 49 лет.
«На земляном участке обработка земли не ведётся, сенокошение и выпас скота не делается на всей площади, земляной участок не употребляется для сельхозпроизводства и другой связанной с сельхозпроизводством деятельностью», – молвят о причинах бюрократы. Тот факт, что никакого сельского хозяйства на данных землях не ведётся, подтверждает и управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
С аналогичным иском в арбитражный трибунал обращался и департамент муниципального имущества Пензенской области – бюрократы пробовали изъять семь земляных участков для следующей реализации с общественных торгов в связи с ненадлежащим их внедрением.
Изгнать южноамериканского предпринимателя с ульяновских земель будет не так просто. Региональные власти пробовали апеллировать к тому, что Хаскелл является гражданином зарубежного страны, – мол, налицо нарушение статьи 3 Федерального закона № 101-ФЗ «О обороте земель сельскохозяйственного предназначения» от 24 июля 2002 года, согласно которой зарубежные граждане, зарубежные юридические лица могут владеть земляными участками из земель сельскохозяйственного предназначения лишь на праве аренды. Но суды указали, что формально учредителем Бондарской сельхозкомпании является не Хаскелл, а русское юрлицо – ООО «Сельскохозяйственная компания “Феникс”».
Ульяновск