Завод «Транснефти» вылетел в трубу — bumgames

21 сентября 2019 года состоялось праздничное открытие новейшего завода «Транснефть-Синтез».Фото: веб-сайт «Официальный Татарстан»/Creative Commons Attribution 4.0 International

«Транснефть» рискует попортить репутацию наилучшей экономической зоне (ОЭЗ) Рф и не выполнить взятые на себя обязательства перед президентом РФ Владимиром Путиным. Открывшийся годом ранее в ОЭЗ «Алабуга» завод компании работает вхолостую (больше половины продукции остаётся на складах), а необходимость издержек на его стройку инспектируют аудиторы.

Предприятие «Транснефть-Синтез» было запущено на местности ОЭЗ «Алабуга» 18 месяцев вспять. Оно практикуется на производстве противотурбулентных присадок (ПТП) – веществ, нужных для роста производительности трубопроводов и понижения издержек при транспортировке нефти. Предполагалось, что завод на сто процентов закроет потребности русских нефтяных компаний в ПТП, ранее закупаемых лишь за рубежом. Но за 18 месяцев его работы этого не вышло.

«Сдан в эксплуатацию завод в Татарстане, который был построен с нуля в рамках программки импортозамещения, завод, который производит противотурбулентные присадки. И сейчас мы на сто процентов закрываем потребности как самой “Транснефти”, так и потребителей близкого зарубежья. Другими словами, на самом деле дела, из импортёров мы сейчас превращаемся в экспортёров и выходим на наружный рынок», – отчитывался в мае 2020 года на встрече с Владимиром Путиным глава «Транснефти» Николай Токарев.

На открытии «Транснефть-Синтеза» звучало, что до конца 2019 года планируется выпустить 600 тонн присадок, потом – создавать до 3 тыс. тонн присадок в год. В предстоящем по мере введения в эксплуатацию всей нужной инженерной инфраструктуры объём выпускаемой продукции должен возрости до 10 тыс. тонн в год.

О планах на 2020 год гендиректор завода Алексей Степанов гласил, что производственная программка составляет 2,5 тыс. тонн готовой продукции. Из их поставки для нужд «Транснефти» должны были составить до 2 тыс. тонн, остальное – для наружных потребителей. Планировалось, что экономия, приобретенная благодаря введению собственного производства, составит от 100 до 250 млн рублей.

Но ставка на новейший завод ПТП в «Алабуге» себя не оправдала. В конце декабря «Транснефть» отчиталась в корпоративном журнальчике о том, что за весь год дочерний завод выпустил всего 1 тыс. тонн ПТП. При всем этом о достигнутом «первом миллионе кг продукции» говорилось в открытых источниках ещё в конце сентября. Объём отгруженной продукции, по сведениям компании, к этому же моменту не достигал 400 тонн. Практически это значит, что в крайнем квартале 2020 года «Транснефть-Синтез» не создавал новейших присадок или существенно уменьшил их выпуск.

Призрачные договоры

ООО «Транснефть-Синтез» было образовано в 2016 году. Проект вместе реализовали «Транснефть-Прикамье» (толика в уставном капитале – 51 процент) и ООО «Ника-Петротэк» (49 процентов).

Сначала 2017 года предприятие получило 2 миллиардов рублей займа от учредителей. За три года работы уменьшить финансовую нагрузку не удалось: на начало 2020 года, судя по бухгалтерскому отчёту, заёмные длительные обязательства превосходили 1,4 миллиардов рублей, короткосрочные – 375 млн рублей.

Средства пошли на стройку завода в ОЭЗ «Алабуга», которое велось с 2017 по 2019 год. Гендиректор ОЭЗ Тимур Шагивалеев называл предприятие одним из главных резидентов – начальный объём инвестиций в проект составлял 1,56 миллиардов рублей, в последствии увеличившись до 2,7 миллиардов рублей.

На открытии компании отмечалось, что сотворено 168 новейших рабочих мест, что дозволит прирастить налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Премьер-министр Татарстана Алексей Песошин подчёркивал, что «Транснефть» – стратегический партнёр республики, дела с которым «развиваются на длительной и системной базе».

ОЭЗ «Алабуга» сотворена в 2006 году в Елабужском районе Татарстана и не один раз возглавляла рейтинги наилучших экономических зон Европы и Рф. Получает поддержку со стороны страны – в конце 2020 года Правительство выделило ОЭЗ из федерального бюджета 464 млн рублей на улучшение инфраструктуры.Фото: Василий Александров/ТАСС

Предприятие «Транснефти», на которое возлагалось столько надежд, оказалось невыгодным. По данным бухгалтерской отчётности, 2019 год «Транснефть-Синтез» окончил с убытком в 35 млн рублей. При выручке 1,8 миллиардов рублей себестоимость продаж составила 1,6 миллиардов рублей.

Единственный год, по итогам которого «Транснефть-Синтез» вышел в плюс, – 2017-й. Конкретно тогда, ещё до пуска собственного производства, предприятие заключило 13 договоров на поставку «антидетонаторов; присадок к горючему и смазочным материалам». Покупателями выступили дочерние компании «Транснефти», в числе огромнейших из их – «Транснефть-Восток», «Транснефть – Далекий Восток» и «Транснефть-Балтика».

Сроки выполнения по договорам начинались в декабре 2017 года и заканчивались январём 2019 года. Всего по ним предприятие реализовало 3,8 тыс. тонн продукции на сумму 2,6 миллиардов рублей.

Речь идёт, быстрее всего, не о своей продукции компании (для производства которой у него в тот момент не было мощностей), а о продукции одной из материнских компаний. В этот же период «Транснефть-Синтез» произвёл две больших закупки аналогичного продукта у компании «Ника-Петротэк» общим объёмом около 7 тыс. тонн на сумму 3,3 миллиардов рублей.

Другими словами в итоге «Транснефть-Синтез» перепродал продукт 1-го из учредителей дочерним компаниям другого учредителя с наценкой 45 процентов.

Опосля открытия завода в 2019 и 2020 годах, судя по отчётам на веб-сайте по проверке контрагентов Nel, «Транснефть-Синтез» не получил ни 1-го договора.

На вопросец «Октагона» о том, чью продукцию воплотил «Транснефть-Синтез» в 2017 году и по какой причине подобные договоры не заключались по собственному товару опосля пуска завода в ОЭЗ «Алабуга», в ПАО «Транснефть» не ответили.

Учёная родня

Технологию производства противотурбулентных присадок на первом в Рф спец заводе разработали учёные УрО РАН вместе с сотрудниками из МГУ и Института нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН. Как говорил директор Института органического синтеза им. И. Я. Постовского УрО РАН Валерий Чарушин, работать в лаборатории спецы начали в 2014 году, «а уже через несколько лет встал вопросец о строительстве завода».

 

«Этот итог весьма важен для нас как броский пример удачного взаимодействия академической науки и большой компании “Транснефть” на базе истинной интеграции науки, образования и бизнеса».

Валерий Чарушин
директор Института органического синтеза им. И. Я. Постовского УрО РАН

В 2017–2018 годах ИОС УрО РАН получил от «Транснефть-Синтеза» 5 договоров на общую сумму 9,5 млн рублей как единственный поставщик. Институт оказывал «услуги в области испытаний, исследовательских работ и анализа физико-механических параметров материалов и веществ».

Броско, что ведущим сотрудником ИОС УрО РАН, который воспринимал роль в разработке технологии, является Геннадий Русинов – отец гендиректора одной из компаний – учредителей «Транснефть-Синтеза» Павла Русинова. Дядя же Павла Русинова – работающий член отделения химии и наук о материалах УрО РАН.

Перспективы завода

В каждомесячном корпоративном журнальчике «Транснефти» «Трубопроводный транспорт нефти» в 2020 году завод «Транснефть-Синтез» фактически не упоминается. В декабрьском номере но говорится о расширении ассортимента хим продукции. Сейчас ставка изготовлена на линейку ингибиторов асфальтосмолопарафиновых отложений, также присадок депрессорных, сополимерных и всеохватывающего деяния, которые используются для транспортировки и добычи нефти.

Линия для производства противотурбулентной присадки.Фото: веб-сайт «Официальный Татарстан»/Creative Commons Attribution 4.0 International

«Согласно экспертным оценкам, неповторимая продукция ООО “Транснефть-Синтез” будет нужна не только лишь в трубопроводной системе, да и на предприятиях нефтегазового комплекса», – обозначено в журнальчике.

Как откомментировал «Октагону» президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль, завод «Транснефть-Синтез» важен для «Транснефти» и отрасли в целом, потому что рынок противотурбулентных присадок невелик и не обеспечен. По воззрению профессионала, препядствия с реализацией временны.

 

«Завод незначительно превосходит потребности “Транснефти”. Не считая неё, у нас в стране, на самом деле, никто ПТП не употребляет».

Геннадий Шмаль
президент Союза нефтегазопромышленников РФ

– Но такие присадки необходимы и за пределами Рф. Потому вначале предприятие было рассчитано на то, что определённая часть продукции пойдёт на экспорт. Но ситуация в мировой экономике пока этому не способствуют. Думаю, это временно, – объяснил предпосылки появившихся у завода заморочек Геннадий Шмаль.

Вероятная причина, по которой продукция «Транснефть-Синтеза» не была нужна в 2020 году, – понижение спроса на углеводороды, считает аналитик ГК «Финам» Иван Семченков. Спрос на нефть в мире свалился на 7 процентов относительно 2019 года; она в главном хранилась на складах.

– Ещё одним фактором являлось то, что нефтегазовые компании очень снизили серьезные издержки. Русские компании не являлись исключением. Почти все вкладывательные проекты были перенесены или отложены на неопределённый срок. Более репрезентативные результаты деятельности компании «Транснефть-Синтез» будут по итогам 2022 года, так как в первых кварталах 2022 года ожидается полное восстановление спроса на нефть в мире до уровней 2019 года, – уточнил Иван Семченков.

По инфы источника «Октагона», на заводе «Транснефть-Синтез» не так давно проводилась масштабная аудиторская проверка представителями головной компании. Их заинтересовывали издержки на стройку компании: под колебание ставились необходимость настолько больших вложений в проект и сметная документация.

В «Транснефти» на вопросцы о аудиторской проверке, также о наличии договоров по поставкам ПТП производства «Транснефть-Синтеза» и объёмах нереализованной продукции к моменту публикации материала не ответили.

bumgames.ru
Добавить комментарий