Фото: Rbth.com

Поэт погиб в один прекрасный момент. Еще много раз его убивали сценаристы, актеры и режиссеры

Не так давно было объявлено, что актер Александр Петров станет основным работающим лицом кинофильма «Декабрь», который начал снимать режиссер Клим Шипенко.

Картина скажет о том, как поэт совместно со собственной бывшей супругой, американской танцовщицей Айседорой Дункан задумал побег из СССР в Финляндию.

Действия кинофильма происходят в декабре 1925 года. Поэт должен сесть в поезд и доехать до Риги, где его ожидает Айседора. На собственном пути он повстречает массу угроз. За Есениным внимательно смотрят опасные и беспощадные агенты ОГПУ…

Новость увлекательная. Сюжет — жутко увлекательный. К слову, откуда подул «финский ветер»?

От писателя Геннадия Смолина. Несколько годов назад он выпустил книжку «Крестный путь Сергея Есенина». По его разумению и материалам, которые он нашел, выходило, что Есенин собирался бежать из Страны Советов в Страну Суоми, Но о этом вызнал Троцкий и отдал приказ Есенина извести.

Ранее иной создатель — Виктор Кузнецов издал книжку «Потаенна смерти Есенина». Шли упрямые дискуссии, что Смолин у Кузнецова много, мягко говоря, взял в долг, Это полностью возможно, но совершенно неописуемо то, что по утверждению Кузнецова, в убийстве, а не самоубийстве Есенина, как принято считать, участвовала целая бригада чекистов и литераторов. Человек 100

Вот таковая литературная кухня. Где все придумано, намешано-перемешано. Смотрится мерзковато, пахнет отвратно. Но на этот абсурд отрадно приглашали читателей. А сейчас зовут и зрителей.

Уже видится всюду появляющийся и везде снимающийся актер Петров в роли Есенина (за 5 крайних лет лицедей снялся в 36-ти картинах, сыграл несколько ролей в 4-х театрах). Мы увидим все ту же широкую ухмылку, все этот же хитрецкий прищур, все те же гримасы. Пышноватый чуб, который приклеивали к челу Петрова в кинофильме «Стрельцов», опять пойдет в дело. Нечесаные вихры пригладят. Напялят ему на голову шикарный парик и оденут в косоворотку.

Мотор, начали!

Я накалывать себя не стану,

Залегла забота в сердечко мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном?

Отчего прослыл я скандалистом?

Вольтер гласил: «Если {живым} — почтение, то мертвым — лишь правду». Извините, месье Франсуа, сегодня у нас все по-другому.

Каким будет кинофильм, осознать можно. В котором виде предстанет величавый российский поэт, представить несложно. Хотя нам не впервые…

В 2005 году на телеэкраны вышел сериал «Есенин» с Сергеем Безруковым (отпрыском) в главной роли и Виталием Безруковым (папой) в роли сценариста. Он работал в паре с Владимиром Валуцким. К слову, Безруков-старший в 1969 году сыграл роль поэта в картине «Анна Снегина».

Народу в картине была тьма-тьмущая. Были всякие – случайные и принципиальные, к примеру, актриса Райх, режиссер Мейерхольд, поэт Мариенгоф, большевик Киров. Но они мерцали и исчезали. А чекисты оставались, запоминались. Они в кинофильме – сплошь зверье. Спали и лицезрели, кого бы еще «замочить».

Блюмкин – его роль исполнил Гоша Куценко — отъявленный садист. Троцкий, изображенный Константином Хабенским – совершенный негодяй. И так дальше. Совместными усилиями они уничтожили Есенина…

Картина вышла необычной, безрассудной полной исторических и литературных ошибок. Актер Безруков, человек, непременно, профессиональный. Но попал, что именуется, впросак. Он старательно изображал из себя поэта с лубочных картинок, тряс золотыми кудряшками, щеголял в цилиндре, гласил цитатами, играл на гармошке. Но было видно, что он вылез из пиджака бандита Саши Белоснежного из бандитской же «Бригады». И еще было приметно, что Сергей Есенин на дисплее – никакой не поэт, а милый и трогательный Сережа Безруков, для чего-то вырядившийся в клоуна.

Но публика была довольна. Может, поэтому что основное в кинофильме было то, что у Есенина все оказалось как у «людей»? В том смысле, что он – был парнем простецким, гулял напропалую, бранился, дрался, безобразничал с девками и нередко рыдал опьяненными слезами. А то, что он гений и писал такие блистательные стихи в картине как-то сбоку, в стороне, за длинноватым рядом пустых бутылок.

Уместно вспомянуть письмо Пушкина к Вяземскому: «Масса… в подлости собственной радуется унижению высочайшего, беспомощностям способного. При открытии всякой гадости она в восхищении. Он мал, как мы, он омерзителен, как мы!..»

Но: «…Врете, мерзавцы: он и мал, и омерзителен — не так, как вы, — по другому». Те же самые слова нужно кинуть в лицо создателям всяческой синематографической чепухи. Вообщем, все они равно не успокоятся. И на данный момент наверное рыщут, как грифы, в поисках новейшей жертвы…

Стоит вспомянуть очередной кинофильм о Есенине – «Пой песню, поэт…», снятый в 1971 году по сценарию Геннадия Шпаликова режиссером Сергеем Урусевским. Главную роль в картине исполнил Сергей Никоненко.

Картина вышла лирической и узкой. Образ был выписан заботливо, я бы даже произнес, осторожно. Есенин стал лишь поэтом – печальным, задумчивым. Это был верный подход — ведь поэт дорог потомкам своим творчеством, вдохновенной рифмой. Все прочее – шелуха, мусор и негоже держать эту дрянь рядом с портретом поэта…

Никоненко говорил, что пару раз пробовал написать сценарий о Есенине. Но всякий раз ему что-то мешало. Быть может, поэтому, что он страшился исказить дорогой ему образ. Сергей Петрович отлично понимает творчество Есенина, много лет выступает с декламацией его стихов.

Не только лишь это связывает Никоненко с Есениным. Актер живет в Москве, в Сивцевом Вражке, в доме, где когда-то снимали комнату в коммунальной квартире 1-ая супруга поэта Анна Изряднова и ее отпрыск (Есенина тоже) Жора, катастрофически погибший в 1937 году. Конкретно тут перед роковым отъездом в Ленинград Есенин спалил ворох собственных рукописей…

Сергей Петрович стал собирать книжки о Есенине, в букинистических магазинах купил несколько прижизненных изданий стихотворца с его автографами. У актера созрела идея сделать музей поэта. В 1994 году это сделалось реальностью.

О телесериале, посвященном Есенину, Никоненко откликался с негодованием: «В кинофильме много вранья – или от неведения, или от глупости и подлости».

Не наименее бесжалостный, приговор наверное ожидает и картина о поэте, запущенная в создание. Поэтому что настолько сложную, зигзагообразную, запутанную жизнь, которую прожил гений, обрисовать нереально. И даже ее фрагменты правдиво, буквально показать нереально.

А вот обычно сплясать на костях, пожалуйста.

 

Добавить комментарий