ВМФ России и его непраздничные будни — bumgames

Фото: Kremlin Pool/Global Look Press

За красивой парадной картинкой скрывается масса проблем без внятной перспективы решения

В День Военно-морского флота России прозвучало множество пафосных речей, а в северной столице прошёл Главный военно-морской парад, на который стянули почти 50 кораблей, оторвав их от выполнения задач по боевому дежурству и испытаниям вооружений.

В очередной раз всё было сделано ради создания красивой картинки перед глазами президента РФ Владимира Путина и рядового российского обывателя. Последнее воскресенье июля — действительно великий праздник, но отмечать его с учётом массы накопившихся проблем стоило бы гораздо скромнее.

Универсальные правила

Разговор о флоте имеет смысл начать с того, что для обеспечения его развития требуется необычайно планомерная и слаженная работа управляющих органов и промышленности. Ни один другой вид вооружённых сил так сильно не страдает от социально-политических и экономических потрясений, как военно-морские силы.

О чём идёт речь? Каждый корабль представляет собой сложнейший образец военной техники, производство которого нуждается в тесной кооперации с участием сотен предприятий. Скорость и качество строительства военно-морских платформ — лакмусовая бумажка общего состояния промышленности и высокотехнологического сектора государства.

Флот, как никакой другой вид ВС, необходимо беречь от негативного влияния политических потрясений и экономических передряг. В противном случае сбои в промышленной кооперации и подготовке кадров обернутся неспособностью государства строить и нормально эксплуатировать военно-морскую технику как минимум ближайшие 5-10 лет.

Планирование развития флота носит исключительно долгосрочный характер. Генштаб, Минобороны и руководство государства должны чётко осознавать, что заложенные и введённые в строй корабли будут служить десятилетиями. По этой причине в их конструкции необходимо предусматривать возможность адаптации под периодически меняющийся театр военных действий (ТВД).

На практике такой подход должен выражаться в закладке в корабли высокого модернизационного потенциала. Также при строительстве кораблей важно соблюдать разумные количественные пропорции, ориентируясь не только на геополитические амбиции, но и реальные возможности экономики на перспективу по меньшей мере 10-20 лет.

Опыт развития российского флота и зарубежных ВМС отчётливо свидетельствует о важности унификации образцов военно-морских платформ, вооружений и бортового оборудования. Говоря конкретно, корабли необходимо строить крупной серией, а их новое поколение должно являться продолжением предыдущего.

Кроме того, на кораблях одного класса (а иногда и разных классов) должны использоваться примерно одни и те же силовые агрегаты, бортовые системы и вооружения. Унификация заметно удешевляет и ускоряет строительство, ремонт, модернизацию военно-морских платформ, сокращает расходы на подготовку технического персонала и военных кадров.

Следуя данным правилам, государство, конечно же, не может гарантировать себе превращение в ведущую военно-морскую державу. К тому же практика жизни всегда вносит огромное количество корректив в любые даже самые чётко продуманные планы и, казалось бы, беспроигрышные схемы.

Тем не менее, с высокой долей вероятности можно утверждать, что долгосрочный характер планов развития флота в сочетании с унификацией непременно дадут существенный положительный результат и позволят развивать военно-морские силы без перенапряжения для бюджета.

Между ренессансом и кризисом

Анализируя развитие военно-морского флота нашей страны через призму вышеизложенной универсальной матрицы невозможно отделаться от мысли, что процесс руководства ВМФ устроен, мягко говоря, противоречиво.

На первый взгляд с первой половины 2000-х годов в отечественной судостроительной отрасли и на флоте наблюдается определённый ренессанс.

Например, на российских кораблях наконец-то начал устанавливаться универсальный стрельбовой комплекс вертикального пуска 3С14 для крылатых и зенитных ракет. На вооружении кораблей и подлодок появились «Калибры», на завершающей стадии находится испытания гиперзвукового «Циркона».

За последние два десятилетия была создана совершенно новая линейка гидроакустических средств, комплексов управления и связи. Достигнуто немало успехов в материаловедении, радиоэлектронной борьбе, совершенствовании бытовых условий службы моряков.

Несмотря на тяжелейший кризис 90-х годов, российская промышленность не утратила умение строить атомные крейсера и надводные корабли первого ранга. На новый уровень выходит изготовление торпед, мин и систем защиты от них. С присоединением Крыма и началом сирийской операции окрепли позиции России в Чёрном море и восточной акватории Средиземного.

Однако все эти объективные достижения практически обнуляются неразумной кораблестроительной политикой, которая продолжается все два десятилетия.

Во-первых, военно-политическое руководство РФ так и не смогло грамотно распорядиться наследием, доставшимся от СССР. Печальная судьба постигла почти все советские крейсера. Причиной тому послужили не столько финансовые передряги, сколько отсутствие вменяемого понимания того, как их адаптировать к реалиям современного ТВД.

Более 20 лет Россия не может вернуть в строй атомный крейсер проекта 1144.2 «Адмирал Нахимов». Очень долго военные и промышленники мучали аналогичный корабль «Адмирал Лазарев», а потом решили его утилизировать, спустив до этого миллиарды бюджетных денег.

Настоящая драма развернулась в ходе ремонта единственного авианосца РФ «Адмирала Кузнецова». Сначала крейсер год стоял в ожидании утверждения техзадания на ремонт, потом его во время буксировки едва не утопили, затем произошло несколько пожаров.

Помимо прочего, недобросовестные подрядчики ещё и своровали на работах по обновлению одного из флагманов Северного флота. В строй «Кузнецов» вернётся в лучшем случае в 2023 году, а прослужит без серьёзных поломок, Бог даст, лет 5-7 лет.

Огромные ошибки допущены в стратегии строительства новых кораблей. Военные и промышленники с энтузиазмом дробят серийное производство военно-морских платформ. Так, флоту поставляется сразу несколько типов корветов и малых ракетных кораблей (МРК), проводятся эксперименты с модульной архитектурой, от которой из-за её слабой функциональности и сложности в эксплуатации давно отказались зарубежные государства.

В России чрезвычайно растянуты сроки не только ремонта, но и строительства военно-морских платформ. Такое положение дел — не только следствие пестроты техники, но и отсутствия современных технологий проектирования и сборки. Достаточно сказать, что американцы собирают один эсминец Arleigh Burke серии IIA с 96 ракетами за два-три года, а Россия один корвет с 8 «Калибрами» — в среднем за четыре года.

Если темпы строительства не будут радикально ускорены, то Россия неизбежно столкнётся с массовой деградацией и сокращением актуального корабельного состава. Впрочем, это уже происходит. Если ещё несколько лет назад наша страна могла отправить в море порядка 100 боевых платформ, то сейчас — около 70 (это следует из официальной статистики количества кораблей единовременно находящихся на боевом дежурстве).

Ситуация в сегменте военного кораблестроения РФ близка к критической, но никаких реформ в отрасли и существенных изменений мы не наблюдаем. Более того, в нашей стране после 2014 года практически полностью задавлена дискуссия на тему насущных проблем ВМФ.

И в этой ситуации руководство страны позволяет себе каждый год проводить парады: в Санкт-Петербурге — главный, в регионах — местные. Для чего это делается, догадаться несложно. Ежегодно мы наблюдаем неуёмный пиар властей на призрачных достижениях ВМФ вместо плодотворной работы по исправлению допущенных ошибок.

 

bumgames.ru
Добавить комментарий