Актив олигарха Виктора Вексельберга – Каменск-Уральский металлургический завод (КУМЗ) – приостанавливает создание продукции для 1-го из важных компаний ракетно-космического комплекса Рф. Предпосылки – долги, ЧП в цехах и сокращение персонала. Оборонщики требуют помощи у Правительства РФ, основной кредитор завода – «Газпромбанк» – не понимает, что созодать с невыгодным активом.

В базе сотрудничества КУМЗ с оборонной отраслью лежит собственная разработка уральцев, которая нужна в ракетной и авиационной сфере, поведал «Октагону» знакомый с ситуацией эксперт:

– Это большенный объём девайсов. Для их производства нужна и разработка, и лицензия, и масса остальных документов. При всем этом создание невыгодно, а завод находится на грани банкротства.

По данным консолидированной денежной отчётности, убытки КУМЗ за 1-ое полугодие 2020 года достигнули 4,3 миллиардов рублей (до налогообложения). Из их 2,6 миллиардов рублей завод растерял на курсовой разнице. Капитал общества сократился за полгода на 3,5 миллиардов рублей – до 12 миллиардов рублей.

По данным собеседника издания, уральский завод пару раз посещали представители «Ростеха». Госкорпорация готова купить задействованные в реализации оборонных договоров активы, но это только часть завода; полностью получать предприятие они не желают из-за его денежных заморочек. КУМЗ находится под давлением кризиса в металлургической отрасли, к которому он подошёл с многомиллиардными долгами и неэффективно реализованными программками модернизации.

Дорогостоящий алюминий из Новейшей Зеландии

С начала 2020 года в арбитраже записанно 32 иска к КУМЗ. В конце августа в Арбитражный трибунал Москвы с иском к заводу на 262 млн рублей обратилось ООО «ЕРГ Сейлз» – русское консульство казахстанской компании Eurasian Resources Group (ERG).

ERG – единственный производитель алюминия больших марок в Казахстане, один из больших поставщиков стальной руды и дюралевой продукции в Евразии. На Казахстан в 2019 году пришлась толика по цены в 91,86 процента и толика по массе импорта нелегированного алюминия в Россию в 89,23 процента.

Наикрупнейший русский поставщик алюминия на компании – РУСАЛ.

С начала 2020 года АО «Объединённая компания РУСАЛ – Торговый дом» направило 13 исков к КУМЗ на общую сумму выше 64 млн рублей. Основная часть заявлений касалась нарушения сроков оплаты поставок первичного (нелегированного) алюминия.

В 2019 году КУМЗ закупал нелегированный алюминий в Новейшей Зеландии на предприятии New Zealand Aluminium Smelters Ltd (79,36 процента акций NZAS принадлежат австралийско-британскому концерну Rio Tinto, 20,64 процента – японской Sumitomo Chemical Company). В базе экспортно-таможенных операций ImportGenius бытуют поставки общим объёмом наиболее 2,4 тыс. тонн на 5,9 млн баксов.

КУМЗ стал единственным импортёром новозеландского алюминия в Россию, что логично. Он закупал продукт по стоимости около 2,4 тыс. баксов за тонну, в то время как средняя стоимость импорта нелегированного алюминия, по данным отчёта «СтатИмЭкс», основанного на таможенной статистике, составила 1,9 тыс. баксов за тонну. Стоимость алюминия на Английской бирже в 2019 году варьировалась от 1,7 до 1,92 тыс. баксов за тонну.

КУМЗ был единственным импортёром алюминия из Новейшей Зеландии. Не считая NZAS, которое компенсировало свои неудобства баснословно высочайшей ценой, никто из поставщиков не желал сотрудничать с предприятием из-за долгов. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Промышленный эксперт Леонид Хазанов подразумевает, что причина закупок у нерентабельного исходя из убеждений цены поставщика в том, что остальные отказались работать с КУМЗ из-за невыплаченных долгов.

Но в скором времени КУМЗ лишится и нерентабельного новозеландского партнёра: в июле 2020 года NZAS объявило о окончательном закрытии завода в августе 2021 года.

«Наше решение последовало за стратегическим обзором и необъятными дискуссиями с широким кругом заинтересованных сторон, которые проявили, что бизнес больше не является жизнестойким с учётом больших издержек на электроэнергию и непростые перспективы для дюралевой индустрии», – говорится в сообщении компании.

Кто станет новеньким поставщиком первичного алюминия для КУМЗ опосля закрытия новозеландского завода, непонятно.

Кроме РУСАЛа и казахстанского компании, которые различаются низкой ценой продукта (около 1,82 тыс. баксов за тонну), русские компании закупают нелегированный алюминий у Германии (по стоимости около 2,2 тыс. баксов за тонну) и ОАЭ (по стоимости около 2,1 тыс. баксов за тонну).

Должник Газпромбанка

Посреди августа на следующем заседании совета директоров КУМЗ было принято решение о залоге неподвижного имущества компании в обеспечение обязанностей по кредитным договорам с Газпромбанком (заходит в структуры миллиардера Юрия Ковальчука), также о заключении допсоглашения по договору о залоге неподвижного имущества от 2019 года. Подробности не раскрывались.

Как сделалось понятно «Октагону», в залоге у Газпромбанка находятся и само предприятие, и земля.

История с заложенным имуществом тянется не 1-ый год. Около 7 годов назад КУМЗ заложил новейший прокатный комплекс и местность под ним, потом – оставшуюся часть завода.

– КУМЗ брал кредиты в Газпромбанке. С момента заключения первого кредитного контракта прошло 10 лет. И Газпромбанк завяз, обязан был продолжать давать займы. Их повсевременно продлевают на кабальных для КУМЗ критериях, – ведает собеседник издания.

Опосля этого в каменск-уральском и екатеринбургском филиалах Газпромбанка сменились директора. Как сделалось понятно «Октагону», бывшие руководители боятся уголовного преследования из-за договоров с КУМЗ. В Газпромбанке к моменту выхода публикации на запрос не ответили.

Александр Скорняков, один из совладельцев КУМЗ. Фото: Павел Лисицын/РИА Анонсы

Совладельцы КУМЗ Владимир и Александр Скорняковы (отец и отпрыск, контролируют наиболее 50 процентов акций КУМЗ через АО «Дюралевые продукты – Холдинг»), по инфы собеседника издания, на вырученные от завода средства получали забугорные активы. В реестре испанских компаний «Октагон» нашел зарегистрированную в Жироне фирму Espai Voramar SL, которая занимается покупкой, продажей и арендой недвижимости. Базирована компания была в 2003 году, уставной капитал – 3 тыс. евро. Обладателями значатся Скорняковы.

«Ласточки» улетели в Китай

Первым большим провальным инвестпроектом КУМЗ в 2000-х стала модернизация производства под изготовка дюралевых профилей для электропоездов «Ласточка». В 2010 году «Русские стальные дороги», Siemens AG и КУМЗ условились о будущих поставках завода для «Уральских локомотивов» (совместного компании германского концерна Siemens AG и свердловской группы «Синара»).

Требовались реконструкция пресса, стройку полосы высокоскоростного прессования, допоборудование и оснастка производства панелей. На эти цели предприятие издержало практически 200 млн рублей. ОАО «НПК “Уралвагонзавод”» обеспечило предприятие спец вагоном-платформой стоимостью 8,3 млн рублей.

Пресс, который нуждался в модернизации, был сделан в Германии компанией «Шлеман» в 1934 году. По репарации опосля окончания Величавой Российскей войны в 1946 году его привезли на Урал. По инфы собеседника «Октагона», в 2011 году германские спецы провели аудит на КУМЗ и «с откровенной драматичностью высказали мировоззрение, что на оборудовании работали их деды и прадеды, и произвести на нём высокоточные панели для современных электропоездов фактически нереально».

Первым большим провалом КУМЗ стала модернизация производства под изготовка дюралевых профилей для электропоездов «Ласточка». Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В 2011 году на КУМЗ с аудитом два раза побывали представители компании Siemens AG. По результатам первой проверки в январе они дали советы по устранению выявленных недочетов. Опосля повторной, в мае, высказали замечания.

Германские спецы отметили, что «предприятие не в состоянии создавать дюралевый экструдированный профиль на базе размеренного и воспроизводимого производства»; «в нехорошем состоянии находится помещение для оснастки, сервис оснастки также не удовлетворяет требованиям»; «все помещения находятся отчасти в неудовлетворительном состоянии».

«Если разглядывать КУМЗ как принципиального поставщика, то мы должны запланировать персонал для надзора над ним в следующие периоды», – гласил представитель Siemens AG Кристиан Рейхельт.

Невзирая на заключения Siemens AG, в октябре 2011 года КУМЗ окончил работы по реконструкции. Для ввода оборудования в эксплуатацию завод добавочно закупил несколько производственных деталей и заказал у екатеринбургской компании «Уралтехнопроект» ролико-плавильную машинку, которая практически при полной оплате со стороны КУМЗ так и не была сделана. В 2017 году компания была ликвидирована.

С 2011 по 2013 год бывалые эталоны панелей для «Ласточек» проходили сертификацию в компании Siemens AG. В итоге КУМЗ стал единственным в Рф предприятием, которое получило интернациональный сертификат IRIS на данную продукцию, но у неких профессионалов завода это вызвало вопросцы.

В осеннюю пору 2013 года завод подготовил договор на поставку дюралевых панелей для всего объёма работ «Уральских локомотивов». Но предприятие отказалось заключать соглашение на 2014 год и предложило поставить лишь бывалые эталоны.

В итоге «Уральские локомотивы» отказались заключать договор с КУМЗ в 2014 году, оставив лишь бывалые эталоны, а меж тем завод с мая 2011 по май 2014 года затратил 322 тонны сплава на сумму наиболее 30 млн рублей на выпуск панелей. Фото: Павел Лисицын/РИА Анонсы

Договор на 2014 год «Уральские локомотивы» заключили с китайским предприятием Jilin Midas Aluminium Industries Co., Ltd.

В то же время за период с мая 2011 по май 2014 года на выпуск панелей КУМЗ затратил 322 тонны сплава на сумму наиболее 30 млн рублей. Как поведал собеседник «Октагона», практически весь объём алюминия ушёл в брак.

Два раза горевший

Иной принципиальный проект семьи Скорняковых – прокатный комплекс для производства широких листов и плит из дюралевых сплавов – тоже не оправдал издержки. Реализация проекта началась в 2011 году, для что КУМЗ вначале привлёк 23 миллиардов рублей заёмных средств у Газпромбанка. Разработкой занялась итальянская компания Danieli – она строила станы прохладной и жаркой прокатки мощностью 260 тыс. тонн. Для КУМЗ и русской экономики в целом это был прорыв.

Как писал «Октагон», сроки пуска прокатного цеха не раз переносились. Поначалу озвучивался 2013 год, потом 2016-й. В итоге праздничный пуск состоялся лишь в летнюю пору 2019 года. За этот период времени КУМЗ нарастил кредиты перед Газпромбанком до 48 миллиардов рублей.

В 2017 году глава ГК «Ренова» Виктор Вексельберг, обладающий 49 процентами акций КУМЗ, обратился к президенту РФ Владимиру Путину с письмом (есть в распоряжении редакции). Он указал, что в 2015 и 2016 годах КУМЗ пару раз просил Правительство РФ предоставить господдержку проекту «Прокатный комплекс» в форме субсидий на возмещение части издержек на уплату процентов по кредитам, но «на все воззвания были получены отказы».

Виктор Вексельберг обращался к Владимиру Путину с просьбой оказать господдержку проекту «Прокатный комплекс». Но развития история не получила. Фото: Миша Метцель/ТАСС

«В период с 2017 по 2025 год для окончания проекта “Прокатный комплекс” и реализации остальных мероприятий по модернизации планируется инвестировать 25 миллиардов рублей», – уточнил Виктор Вексельберг в письме на имя президента.

Он попросил главу страны разглядеть вопросец о возмещении части издержек, также обеспечить новейший прокатный комплекс заказами от компаний оборонно-промышленного комплекса. Владимир Путин направил премьер-министру Дмитрию Медведеву указание «предложить варианты поддержки». Но развития история не получила.

Заработать на полную мощность комплекс так и не сумел: по инфы, которая не афишировалась в СМИ, стан прохладной прокатки новейшего цеха практически вполне сгорел уже через месяц опосля пуска.

– Ответственность за пожар желали возложить на Danieli, но итальянцы были не повинны. Для предотвращения возгорания на схожих производствах устанавливается автоматическая система пожаротушения. Во всём мире употребляется австрийская, компании «Минимакс». Стан не был должен начинать катать без неё, но поджимали сроки с кредитами, управление подгоняло – запустили без системы. В итоге стан, где употребляется солярка, полыхал 35 минут, выгорел практически вполне, – поведал собеседник «Октагона».

Задачи появились и со станом жаркой прокатки: для его работы требовалось литейное создание 40-тонных слитков. Схожих мощностей у завода не было и нет: литейное создание КУМЗ дозволяло загрузить лишь старенькый южноамериканский стан «Кварто», завезённый на предприятие в 1944 году из США по программке ленд-лиза.

Две недельки вспять, 8 сентября, сгорел и он. По словам собеседника, стан «Кварто» обеспечивал работу как новейшего прокатного комплекса, так и половины завода. По оценке профессионалов, существует угроза остановки завода: для восстановления стана будет нужно не наименее 6 месяцев и от 5 млн баксов.

Вереница ЧП на КУМЗ похожа на злой рок. В 2019 году уже через месяц опосля пуска стан прохладной прокатки Danieli новейшего цеха практически вполне сгорел. Фото: официальный портал Каменска-Уральского

По воззрению осведомлённых источников, предпосылки пожара – это «отсутствие грамотного ремонтного персонала, маленький уровень финансирования инженерных и противопожарных служб завода, устаревшее оборудование стана, требующее неизменного и дорогостоящего контроля и квалифицированного ремонта и обслуживания, которого не было на КУМЗ».

На КУМЗ «Октагону» информацию о закрытии производства для оборонной индустрии откомментировать отказались, сославшись на гостайну. Не представили комменты и по вопросцам кредитов в Газпромбанке, сославшись уже на коммерческую тайну. На вопросец о пожаре, который произошёл опосля пуска комплекса, не ответили. О крайнем возгорании произнесли, что «ведётся расследование».

По поводу сокращений на заводе сказали, что с января по сентябрь 2020 года на КУМЗ «был уволен 31 человек, что составляет наименее 1-го процента среднесписочного состава работников». «По состоянию на 10 сентября приказов на увольнение персонала по сокращению нет», – добавили на Каменск-Уральском металлургическом заводе.

Меж тем, по инфы собеседника «Октагона», в штате собираются бросить три тыщи человек.

Екатеринбург

Добавить комментарий