Наш режим стремительно обновляет формулу собственного выживания — еще более запретов и чуточку меньше амбиций. Власть отыскивает компромиссы на наружном фронте и увеличивает давление на свой люд.

Месяц с маленьким вспять я написал о 5 ловушках, в которые путинская система попала данной в осеннюю пору.

Сейчас можно сказать, что режим по-своему осмыслил ситуацию и начал отыскивать новейшие ответы на вызовы времени.

Этих ответов тоже приблизительно 5.

1. БОЛЬШЕ НИКАКИХ ВЫПУСКАНИЙ ПАРА

Бессчетные законопроекты, продвигаемые на данный момент через Думу, обычно аттестуют как сумасшедшие и не делят на оптимальные и иррациональные. Хотя часть из их очевидно составлена на прохладную голову.

К примеру, закон о неприкосновенности экс-президентов, на всю жизнь освобождающий их от уголовной ответственности. Очевидно, он совсем не про то, что Владимиру Путину (на вариант, если вождь когда-нибудь станет отставником) будет позволено безвозмездно тащить продукты из «Пятерочки». Речь только о том, чтоб сегоднящая ежедневная практика, когда неугодным лицам шьют уголовные дела, не распространялась на бывших глав страны.

Верно молвят, что надежда на юридическую щепетильность преемников вызывает ухмылку. Но типичная логика в этом законе есть. В отличие от остальных проектов, полностью иррациональных и наверное навеянных свежайшими белорусскими впечатлениями.

К примеру, о блокировке YouTube и Facebook под предлогом наказания их за цензуру русских казенных медиа-ресурсов. Либо о фактическом упразднении организованного пикетирования. Либо о постановке под госконтроль просветительской деятельности, чтобы пресечь участившиеся факты «сообщений обучающимся недостоверных сведений о исторических, государственных, религиозных и культурных традициях народов». Все эти запреты лупят по безопасным утехам и занятиям людей, уже обжегшихся на недозволенной публичной деятельности и желающих отыскать нечто такое, за что не накажут.

Ведение блогов, распространение занимательных видео, встречи интеллигентов с целью просветительных бесед на отвлеченные темы — на это смотрели через пальцы как на деяния, не являющиеся покушением на базы и сразу дозволяющие выпустить пар. Сейчас желают запретить все. Даже в позднесоветские времена таковыми тестами не в особенности увлекались.

2. БОЛЬШЕ НИКАКИХ НАВАЛЬНЫХ

Приблизительно посредине меж рациональностью и помешательством находятся планы расширить карательный закон о иноагентах. В надежде избежать морок, которыми на данный момент загружен Лукашенко, желают лишить Навального и его вероятных клонов какой бы то ни было перспективы.

Никаких «умных голосований», никакой выборной агитации, никакого устройства уличных акций. Иноагентам все это запрещено. Как и продвижение на различные должности, включая самые маленькие. А записывать в эти агенты сейчас можно будет хоть какое физлицо и хоть какое неформальное объединение. Ранее они запирались от гнева властей собственной незарегистрированностью. Сейчас остались без данной защиты.

Остается неясным лишь один вопросец: а как быть с массовым недовольством хабаровского типа? Эти шествия никак не укладывались даже и в старенькые правила, но их длительно вытерпели из-за многолюдства. Вопросец остается открытым. Видимо, так далековато не заглядывают.

3. ВРЕМЕННО ОБОЙТИСЬ БЕЗ БАХВАЛЬСТВА БУДУЩИМИ ТРИУМФАМИ

Важной частью общественного вида нашего режима еще не так давно была перманентная похвальба грядущими фуррорами. Экономическими, к примеру. Все эти нацпроекты, темпы роста выше глобальных, пятые места, которые предстоит занять, щедрые пенсии, жилья каждой семье и т. п.

«Черчилль даже на вид нескромен», — шутили о величавом английском политике. Наши вожди, нисколечко не подражая Черчиллю во всем прочем, конкретно в этом были его учениками. При этом совершенно не так давно. Невзирая на коронакризис, еще в октябре вовсю шелестели каким-то планами завтрашнего хозяйственного расцвета.

Но на данный момент не стали. Назовем это новейшей скромностью. Величавыми прожектами практически не хвастают. О начинающемся расцвете не рассуждают. Своим профессионалам, в особенности из ЦБ, не воспрещают гласить, что спад в конце этого года усилится, а в начале последующего продолжится.

Запрещая подданным все, что не успели запретить ранее, наша система и ее глава самим для себя разрешают жить и править без фурроров и трудов. И не лишь на хозяйственном фронте.

4. НЕ ОТВЕЧАТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПИДЕМИИ

На фоне ухудшающейся ковидной ситуации Владимир Путин на деньках опять указал, что личную ответственность на этом участке несет не он.

Слушая «эпидемические» рапорты собственных подчиненных, вождь исправлял в их сообщениях стилистические ошибки, проницательно рекомендовал ведомствам «работать с регионами, которые нуждаются в поддержке», беспокоился, чтоб местные власти не растратили выданные им маленькие антиковидные субсидии («лишь чтоб на этом никто не наживался»), а в конце напомнил губернаторам: «Почетаемые коллеги, вы получили широкие возможности для реализации мер по борьбе с эпидемией. И эту личную ответственность за принятые — надеюсь, принятые впору — решения либо, к огорчению, не принятые время от времени, эту личную ответственность никто не снимал».

Плохо либо отлично совладевает с чрезвычайной ситуацией назначенный вождем аппарат — вопросцы не к Путину. Вопросцы задает лишь он сам. По данной же причине никаких воззваний к цивилизации за два месяца 2-ой волны, наиболее ужасной, чем 1-ая, так и не было.

5. НЕ ВСЕГДА ВСТАВАТЬ С КОЛЕН

Новенькая скромность нашего начальства распространилась и на наружные дела. Не на все, естественно. Вот военно-морскую базу в солнечном Судане готовятся выстроить. И буквально — чем еще на данный момент заняться? Но на наиболее принципиальном направлении, кавказском, наш режим открыто пасует.

Дело не в формальных обязанностях перед Арменией. Их можно трактовать по-всякому. Но до этого времени Путин славился как раз неформальным подходом к интернациональным дилеммам. Москва 10-ки лет выступала в качестве конкретно неофициального гаранта карабахского статус-кво. Армяне были убеждены: если что, Наша родина отобьет. И их никто не разубеждал. Если бы Ереван был заблаговременно предупрежден, что его предоставят себе, то кровавой войны, может быть, и не было бы, а урегулирование с Азербайджаном оказалось бы не таковым жестоким для армянской стороны.

Но смена русской политики произошла очень поздно. Это был не обмысленный поворот, а спешно сымпровизированный ответ на решительность Эрдогана.

Итоговые замечания Путина не лишены жалобного колера: «Азербайджан имел право избрать хоть какого союзника… Можно какие угодно давать оценки действиям Турции, но тяжело обвинить Турцию в нарушении интернационального права… Мы условились о том, что Турция будет учавствовать в контроле за соблюдением прекращения огня… У нас есть весьма неплохой опыт взаимодействия на Ближнем Востоке… В том и заключается искусство дипломатии — в том, чтоб отыскать соглашение…»

Сравните с тем, что он же гласил о «содействии с Турцией на Ближнем Востоке» 5 годов назад, по случаю сбития турками русского самолета.

Само по для себя желание «отыскать соглашение» со вчерашним противником быть может разумным даже при всех издержках, сделанных отчаянной поспешностью. Но обратной стороной данной уступчивости является бескомпромиссность на домашнем фронте. Система высвобождает силы для давления на собственных подданных, попутно минимизируя свою ответственность перед ними за что бы то ни было.

Вот такие 5 новейших методов #опятьвсехперехитрить. Удивлюсь, если это сумеет длительно работать.

Сергей Шелин

Добавить комментарий