По данным Центра исследовательских работ федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), с января по конец сентября в Рф было куплено практически 737 млн декалитров алкоголя. Из их практически 578 млн декалитров пива и его производных (пивные напитки, сидры и медовуха). «Октагон» вызнал, как поменялся энтузиазм россиян к алкоголю в год пандемии, что обожают пить в различных регионах и прибавилось ли работы у наркологов.

Что пьют в пандемию?

Во время первой и 2-ой волны коронавируса регионы вводили ограничения на продажу горячительных напитков: сокращали время работы специализированных магазинов и отделов гипермаркетов (Свердловская область, Хакасия), воспрещали реализацию алкоголя в заведениях общепита, расположенных в жилых домах (Югра), снижали количество точек реализации (Ростовская область). Мотивы у всех инициатив были похожими – сделать преграды для злоупотребления спиртным в период пандемии.

По статистике, объёмы реализации спиртной продукции в 2020 году по сопоставлению с 2019-м всё же выросли, но некординально. Взрывной рост проявили реализации слабоалкогольной продукции крепостью до 9 процентов. С января по октябрь было продано 5,6 млн декалитров напитков, что на 22 процента больше значений 2019 года. По динамике роста объёмов реализации за слабоалкогольными напитками следует фруктовое вино: с января по сентябрь в Рф продано 9,6 млн декалитров (плюс 15,7 процента).

©octagon.media, 2020

«Туристский бум наших южных регионов, который произошёл из-за закрытия обычных направлений для отдыха, подстегнул спрос на вино в рознице. Если взять этот же Крым, то в Севастополе в августе прирост составил 35 процентов, а в целом по Крыму – порядка 44–45 процентов», – разъяснял тенденцию статс-секретарь Минпромторга Виктор Евтухов.

На 3-ем месте – ликёро-водочные изделия крепостью выше 25 процентов – (плюс 14 процентов), их было продано 5,7 млн декалитров. На 10,5 процента выросли реализации остальных видов алкогольных напитков крепостью выше 9 градусов, таковых как виски, ром, текила и остальные.

По данным Государственного союза защиты прав потребителей, с января по октябрь объёмы розничной реализации пива и пивных напитков возросли на 4,5 процента. Также пользователи брали больше шампанского (плюс 8,5 процента к уровню прошедшего года).

Неклассический «пивной» кризис

Как видно из статистики, особенной популярностью в 2020 году пользуются некрепкий алкоголь, пиво и пивные напитки. Чуток наиболее нужными стали шампанское и крепкое спиртное вроде виски. При всем этом уровень продаж коньяка и водки фактически не поменялся. Специалисты считают, что на реализацию алкоголя воздействовал экономический кризис, но он различается от прошлых.

В традиционный социально-экономический кризис падает спрос на законную продукцию и растёт реализация на чёрном рынке, потребление крепкого алкоголя увеличивается, а вина и пива – понижается. Но сегоднящая ситуация необыкновенна: уровень продаж законной продукции незначительно повысился, при всем этом популярность крепкого алкоголя свалилась, а вина и пива – выросла. Аналитики подразумевают, что конфигурации обычной схемы произошли из-за «вирусного налёта».

«Во-1-х, массу людей посадили дома на удалёнку. Во-2-х, воспретили выезд среднему классу. В-3-х, закрыли бары на целый квартал. Это привело к огромному количеству противоречащих фактов».

Вадим Дробиз
директор Центра исследовательских работ федерального и региональных рынков алкоголя

– Ещё в марте мне было ясно, что сначала вырастет спрос не на крепкий алкоголь, а на пиво. Поэтому что работать с ним удобнее всего – его можно пить потихонечку весь денек и оставаться в “рабочем виде”. Так и вышло», – разъясняет новейшую тенденцию директор Центра исследовательских работ федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Гендиректор Клуба экспертов спиртного рынка Максим Черниговский считает, что на изменение структуры употребления в 2020 году воздействовало падение заработков россиян до среднемесячного дохода в 30 тыс. рублей.

– Кроме этого, с начала 2020 года значительно повысились акцизы на винодельческую продукцию российского производства, что привело к росту её розничных цен в целом по рынку тихих и игристых вин на 15–20 процентов. Водка подорожала всего на 5 процентов, – сказал Максим Черниговский. – Сыграли роль девальвация рубля и соответственное подорожание импорта на 20–25 процентов. В итоге россияне стали брать продукцию русского производства эконом-сегмента, сначала речь идёт о дешевых тихих и игристых винах.

Реализации вырастают, а потребление – нет

По воззрению Вадима Дробиза, при общем росте объёмов реализации спиртной продукции в реальности россияне не стали пить больше. В первый раз за 30 лет длительное время фактически никто не выезжал из страны, а поэтому повысилось внутреннее потребление.

©octagon.media, 2020

– Рост продаж на несколько процентов гласит о том, что никакого роста совершенно нет, – считает Дробиз. – Средний класс пьёт и отдыхает вне Рф, это его отличительная черта. Это миллионов 15 платёжеспособных потребителей, которые несколько раз в год по 7–10 дней расслабляются за рубежом. На данный момент они расслабляются в Рф, потому и при росте продаж настоящего роста употребления нет. Просто мы получили полное потребление страны с учётом того, что границы были закрыты.

Как считает эксперт, востребованность спиртной продукции, кроме пива, повысилась в пандемийный 2020 год конкретно за счёт этого.

– Объясню на примере шампанского. Светские и деловые мероприятия, где подаются игристые вина, отменили. Но невзирая на это, реализации росли. Почему? Шампанское приобретают дамы среднего класса, поэтому что бедные пьют газированные и винные напитки. Игристые стали расти в 3-ем квартале, когда был взлёт домоседства, – лето, романтика, бары и рестораны не работают, а праздничка в кризис охото, все весьма утомились.

«Пузырь» самогона за 50 рублей и канистра спирта за «штуку»

По воззрению Максима Черниговского, увеличение спроса всё же есть, но оценить его трудно, потому что вышло оно в теневом секторе:

– Алкоголь считается массивным антидепрессантом, это провоцирует рост его употребления в эру экономического кризиса, вызванного соц последствиями пандемии COVID-19.

Эксперт подчёркивает, что от потребления незаконной алкоголесодержащей продукции в Рф раз в год гибнет наиболее 12 тыщ человек.

– По данным Росалкогольрегулирования, в секторе крепкого алкоголя выше 25 процентов составляет оборот незаконной продукции. «Трезвая Наша родина» считает, что объём добивается астрономической числа в 70 процентов. Для этого есть несколько каналов сбыта, – произнес Черниговский.

1-ый – веб.

В Рф наиболее трёх тыщ веб-сайтов по нелегальной онлайн-продаже алкоголесодержащей продукции, а годичный оборот приближается к 10 миллиардов рублей.

Приобрести в интернет-магазине 5–6-литровую канистру палёной водки можно за 600–700 рублей, а 5-литровую канистру спирта неведомого происхождения – за 1000 рублей.

2-ой канал – это самогоноварение. Приобрести на совсем легитимных основаниях самогонный аппарат можно в хоть какой точке РФ, а стоимость самого самогона вчетверо ниже, чем водки. 3-ий канал – это фармацевтические средства, произведённые на базе этилового спирта.

– На данный момент спрос на «боярышники» всех типов сократился, поэтому что цены на эту алкоголесодержащую продукцию выросли, но всё равно её годичный оборот в РФ составляет наиболее 80 миллиардов рублей, – приводит числа Максим Черниговский. – В больших мегаполисах не проходит и денька, чтоб правоохранительные органы не выявили партию алкоголесодержащей продукции, которая предназначалась для реализации на оптовых рынках.

По оценкам профессионалов, если в законном секторе рост составляет приблизительно три процента, то в незаконном он может добиться восьми процентов.

Коронавирус vs алкоголизм

В Росалкогольрегулировании «Октагону» сказали, что эпидемия посодействовала правоохранительным органам.

– В первом квартале текущего года мы констатировали понижение выявляемых правонарушений. Это было соединено с тем, что в период пандемии теневым игрокам сделалось весьма тяжело обеспечивать производственные мощности сырьём, также производить сбыт собственной продукции, – пояснили в пресс-службе ведомства.

Невзирая на рост продаж алкоголя, наркологи молвят о размеренной ситуации с зависимостями. Докторы лицезреют причину в том, что люди, склонные к злоупотреблению спиртным, в режиме ограничения соц контактов и самоизоляции находятся под огромным контролем близких. При всем этом в семьях наиболее толерантно относятся к слабоалкогольным напиткам, поэтому, находясь дома, труднее употреблять крепкий алкоголь.

– Мы не можем судить о уровне заболеваемости в ситуации пандемии, когда почти все учреждения были переориентированы на помощь людям с COVID-19, а личные наркологические поликлиники скрывают данные, – гласит директор Государственного научного центра наркологии – филиала ФГБУ «Государственный мед исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава Рф Татьяна Клименко.

«Мы чётко лицезреем: показатель спиртных психозов (употребляется для определения тяжести наркологической ситуации в стране. – τ.) во всех субъектах снизился. Это весьма отлично. Мы связываем это с переходом на слабоалкогольные напитки».

Татьяна Клименко
директор Государственного научного центра наркологии – филиала ФГБУ «Государственный мед исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского» Минздрава Рф

– Чтоб алкоголь вызвал психоз, нужно «наработать стаж». При крепком алкоголе он формируется стремительно, со слабоалкогольными напитками на это уйдут годы, – объясняет спец.

Спецы убеждены: структура употребления алкоголя продолжит трансформироваться и в последующем году. По прогнозам, эпидемия коронавирусной инфекции продлится как минимум до 2-ой половины 2021 года, а означает, окончания экономического кризиса и роста доходов россиян ожидать пока не стоит. Приведёт ли это к росту продаж незаконной продукции, понижению цен либо частичному отказу населения от горячительных напитков, станет понятно позднее.

Добавить комментарий