Компания Алексея Лихачёва признала неумение строить атомоходы?

В одном из КБ Петербурга по заказу компании «Росатом» идёт работа над проектом подводного газовоза «Пилигрим» с атомными реакторами на борту. Как заявляется, эта чудо-посудина сумеет перевозить под водой до 180 тыс. тонн сжиженного природного газа. На 1-ый взор проект смотрится как технический прорыв. Но если поглядеть на ситуацию пристально, то куда наиболее верным может показаться другое предположение: «Росатом» запускает фантастические дорогие проекты, чтоб скрыть свою сегодняшнюю неспособность строить атомные ледоколы.

Проект «Пилигрим» появился несколько годов назад, когда ГК «Росатом» и компания «Новатэк» Леонида Михельсона объявили о разработке ледокольного флота с силовыми установками, работающими на сжиженном газе. В итоге «Рос­атомфлот» (заходит в ГК «Рос­атом») заказал у финской судостроительной компании Aker Arctic Technology проект ледокола с силовой установкой на СПГ.

Ледоколы идут в отстой

Всё это вправду могло бы показаться огромным достижением, если не вспоминать прежние обещания «Росатома». Ведь что говорилось три-пять годов назад? Что новейший атомный ледокол «Арктика» вот-вот будет проводить по Северному морскому пути газовозы в рамках проекта «Ямал СПГ». Но «Арктику», заложенную в 2013 году, с горем напополам сдали лишь прошлой в осеннюю пору – на три года позднее, чем планировалось вначале. Ну и это вышло с огромным скрипом: во время пусконаладочных работ на ледоколе стоимостью 42 миллиардов рублей вышел из строя один из гребных электродвигателей. Сейчас необходимо устанавливать новейший движок, а ранее «Арктике» придётся «хромать».

Готовность атомного ледокола «Сибирь» типо составляет 75%. Атомоход «Урал» собран как как будто бы на 55%. При всем этом создаётся воспоминание, что «Росатом» и Объединённая судостроительная компания (ОСК) продолжают упрямо молчать о том, что для атомных ледоколов нет самого головного – турбогенераторов! Причём неувязка эта сейчас остаётся нерешённой. Потому полностью может быть, что новейшие атомоходы скоро придётся консервировать.

Вот и глава ОСК Алексей Рахманов признавался СМИ, что у русских судостроителей появились серьёзные задачи с созданием турбинных движков ТНД-17. Этими движками плотно занимался Уральский турбинный завод (УТЗ). Свои задачки УТЗ выполнил: не допустил срывов ни по пилотному проекту «Арктика», ни по серийным ледоколам «Урал» и «Сибирь». Также УТЗ смог получить лицензию Атомного надзора на право конструирования и производства оборудования для ядерных установок. Но создать турбины – это одно, а сконструировать турбогенератор – совершенно другое.

Что ещё тревожит? Скоро в строю из «парка» атомных ледоколов останутся только «50 лет Победы» и «Ямал». В прохладный отстой уже выведены атомные ледоколы «Сибирь» и «Арктика» проекта 10520. При всем этом старичок «Ямал» был должен уйти в отстой в прошедшем, 2020 году. На данный момент срок службы данной нам «загнанной лошадки» продлили до 2028 года. И если неувязка с турбогенераторами не отважится, страна остается без новейших атомоходов? В данной нам ситуации полностью понятно, почему «Росатом» и ОСК занялись проектом подводных газовозов. Подстраховываются?

Где газ, там и нефть

Глава ОСК Алексей Рахманов воспринял весть о разработке подводных ядерных газовозов с огромным оптимизмом. Возможно, ему очевидно надоело оправдываться, отвечая на вопросцы о неизменных дилеммах со строительством новейших атомных ледоколов.

Прошлый президент Украины Петр Порошенко заявил, что его партия «Европейская солидарность» востребует ввести санкции против украинских компаний из-за сообщений о договорах на прямые поставки газа с русским «Газпромом».

Новейший проект смотрится и правда презентабельно. Уже понятно, что энергосистема атомного «Пилигрима» содержит в себе три ядерных реактора «РИТМ-200». Пропульсивный комплекс состоит из трёх гребных электродвигателей. По воззрению главы ОСК, на фоне вступления в силу новейших требований Интернациональной морской организации по понижению содержания серы в судовом горючем корабли на СПГ и суда с атомными реакторами будут воспользоваться завышенным спросом, так как имеют нулевой выброс. Специалисты говорят, что добыча сжиженного природного газа на месторождениях Арк­тики в наиблежайшие годы будет расти и расти. С освоением месторождения Утреннее на Гыданском полуострове (проект «Арктик СПГ–2») СПГ будут вывозить в большущих объёмах. И трудность состоит в том, что даже самые массивные газовозы класса Arc7 в зимнюю навигацию зависят от ледокольной проводки. Это здорово увеличивает стоимость перевозки. А подводный газовоз с атомными реакторами может обеспечить круглогодичную ускоренную перевозку от месторождения до перевалочных пт на Камчатке и в Мурманске, без оглядки на климатические и погодные условия. Главный путь атомный газовоз будет проходить под водой, а движение в портах и погрузочные операции производить в надводном положении.

Но какие судоверфи сейчас способны выстроить такое футуристическое подводное судно? По идее, это в состоянии сделать судостроительный комплекс «Севмаш» в Северодвинске – единственная верфь в стране, которая производит весь цикл строительства и испытаний атомных субмарин с ядерными энергетическими установками. 2-ой претендент – судоверфь «Звезда» в Приморье. По сопоставлению с атомным подводным крейсером газовоз с атомными реакторами существенно проще и по конструкции, и по оснащению. Потому стройку подводных газовозов типа «Пилигрим» может происходить существенно резвее, чем боевых атомных подводных лодок.

Но остаются ещё вопросцы сохранности. Во-1-х, сходу три ядерных реактора и большущее количество СПГ на подводной посудине – разве это не небезопасно? Плюс отсутствие опыта использования штатских подводных кораблей такового размера. Для подготовки экипажей атомных крейсеров сотворена большая инфраструктура. До этого чем выйти в поход, мореплаватели длительно обучаются и тренятся. Будет коммерческая компания создавать такую учебную базу для малого числа подводных газовозов? Навряд ли. К слову, уже возникли анонсы, что на базе газового проекта «Пилигрим» будет сотворена и нефтеналивная модификация, которая сумеет перевозить 150 тыс. тонн нефти лёгких видов. Если представить, что произойдёт трагедия и нефть попадёт в море, будет ли возможность придти на помощь тонущему подводному танкеру? О наличии в Рф таковых мощностей что-то не понятно.

В общем, вопросец на вопросце. Либо и правда весь проект «Пилигрим» – это лишь дискуссии, призванные всего только прикрыть успешное «освоение» средств? По неким данным, стоимость подводного газовоза может составлять наиболее 900 млн баксов. А там, глядишь, пройдёт время и выяснится, что необходимы ещё средства и время, как это уже происходило с многострадальной «Арктикой».

К слову

Молвят, что заказчиком первого «Пилигрима» выступает Китай. Решение приобрести подводный газовоз у Рф было принято из-за обострения отношений с Соединёнными Штатами. И если КНР попадёт в морскую блокаду, то газовоз «Пилигрим» в Шанхай сумеет пройти под «шапкой-невидимкой».

Вправду, «Пилигрим» можно загружать и разгружать прямо под водой. Подлодка способна преодолеть неограниченное расстояние со скоростью 17 узлов (31 километр в час). И путь от месторождений Арктики до Шанхая (10 640 км) ядерный монстр может пройти за 15 дней. Через ледовые районы газовоз будет проходить в подводном положении, потому к конструкции корпуса газовоза не будут предъявляться такие жёсткие требования, как к атомному ледоколу. Передвигаться подводный атомный газовоз будет на глубинах от 100 до 150 метров на скорости до 17 узлов. На наименьших глубинах, до 100 метров, скорость будет понижаться до 15 узлов. В припортовых районах, где глубина меньше 50 метров, «Пилигрим» будет подниматься на поверхность.

 

Добавить комментарий