Боты в искусстве: страшный соблазн населения земли — bumgames

Кадр из кинофильма «Его звали Роберт»

©Ленфильм/РИА Анонсы

Раз в год в Зал славы ботов, который в 2003 году организовала южноамериканская Школа компьютерных наук при Институте Карнеги–Меллона в Питтсбурге, включают самых достойных представителей этого вида разумных машин. Номинанты делятся на две группы: истинные и измышленные – персонажи книжек и кинофильмов. Измышленных ботов тыщи, и они, пожалуй, наиболее известны, чем истинные.

Практически человек

Образ бота так всераспространен в искусстве, поэтому что дает возможность не только лишь фантазировать о технике грядущего, да и поразмышлять о самом человеке. Что делает нас людьми? В чем загадка человека, и можно ли ее разгадать на примере бота? Может ли человек уподобиться Богу и создавать новейшие сути?

Не случаем практически все измышленные боты антропоморфны, напоминают людей: отчасти, как в случае с R2D2 из «Звездных войн», либо практически вполне, как герои «Бегущего по лезвию» либо «Мира Одичавшего Запада». Так либо по другому, бот воспроизводит какие-то людские функции, и мы постоянно воспринимаем его в сопоставлении с нами самими, через призму людского.

Кадр из кинофильма «Мир Одичавшего Запада»

Warner Bros. Television/LANDMARK MEDIA/Vostock Photo

Неантропоморфные боты в книжках и фильмах, вроде собаки Рэсси из «Приключений Электроника», – быстрее исключение, поэтому что этот образ труднее нагрузить огромным смыслом.

Даже если боты сделаны не людьми, а искусственным умом, как Терминатор, либо инопланетянами, как трансформеры из одноименной кинофраншизы, все равно мы лицезреем в их подобие человечьих созданий.

Южноамериканский писатель Филипп К. Дик довел сходство с человеком до максимума, сделав героев романа «Грезят ли дроиды о электроовцах?» биороботами, которых отличить от человека можно лишь с помощью специального психического теста.

Возможный бунтовщик

Чешский писатель Карел Чапек не только лишь ввел в употребление само слово «бот», да и задал несколько основных тем научной фантастики. До этого всего тему восстания разумных машин против человека.

©Work Projects Administration Federal Art Project/Vostock Photo

В его пьесе 1920 года R.U.R. («Россумские всепригодные боты») гуманоидоподобные машинки мутируют – в их, вначале бесстрастных и послушливых, с течением времени просыпаются собственные желания. Боты начинают биться за свои права и против подавления со стороны людей, а кончают полным истреблением населения земли.

Но вкупе с людьми гибнет и формула воссоздания ботов. В конце единственный оставшийся в {живых} человек, конструктор Алквист, в поисках формулы решает поставить опыт над парой ботов – мужским и дамским эталонами. Тогда и он с изумлением лицезреет, как они, защищая друг дружку, оказываются готовы на самопожертвование, другими словами высший человечий подвиг. Он выяснит в их новейших Адама и Еву, родоначальников новейшего, роботического «населения земли».

2-ая большая тема, которую задает Чапек, – это границы людского: что такое человек, что такое душа, и можно ли сделать настоящего человека искусственно.

Сюжет мятежа машин совсем библейский. Это конфликт твари и творца. Боты повторяют сценарий Адама, который, будучи сделанным Богом по Собственному виду и подобию – с разумом и свободой воли, – повиновению предпочитает неподчинение.

Это весьма соблазнительная мысль для человека – сделать кого-либо, схожего на себя: полностью разумного, но преданного и неодушевленного. Крайнее событие принципиально, поэтому что оно дозволяет людям снять с себя моральную ответственность перед своим созданием. В телесериале «Мир Одичавшего Запада», снятом по мотивам одноименного кинофильма Майкла Крайтона 1973 года, этот нюанс показан выпукло: люди ощущают себя безнаказанно, заставляя ботов в парке развлечений делать всякую свою прихоть.

Но, разрабатывая ботов по собственному подобию, человек с опаской подозревает, что его изобретение, быстрее всего, так же не будет слушаться собственного творца, как и он сам.

Человекообразные злодеи

С подачи Чапека его современники изображали ботов, не жалея сумрачных красок. Тема восстания машин была тем актуальнее, что в период меж Первой и 2-ой глобальными войнами мир быстро индустриализировался. Перспективы автоматизации веселили одних и беспокоили остальных. Все почаще шел разговор о том, что человеку не будет места в мире машин.

В 1921 году французский актер и режиссер Андре Дед снимает в Италии кинофильм «Механический человек», в каком бандиты, убив ученого и похитив его чертежи, собирают человекообразного бота неописуемой силы и употребляют его в собственных злодеяниях. Брат ученого конструирует еще 1-го механического человека, и в конце «не плохая» и «нехорошая» машинки сходятся в превосходной битве, попутно разнося в щепки здание оперы.

Кадр из кинофильма «Метрополис»

Universum Film / Collection ChristopheL via AFP / East News

В 1927-м германский режиссер Фриц Ланг с размахом экранизировал футуристический роман Теи фон Харбоу «Метрополис». Один из персонажей кинофильма – робот-женщина, механическая копия девицы Марии, сделанная, чтоб убить город: довести до погибели его правителей, а потом спровоцировать восстание рабочих. Образ роковой механической дамы удался режиссеру на славу, и потом его не один раз копировали, в том числе певицы Леди Гага, Кайли Миноуг и Бейонсе.

Серия новелл «Автоматы» (1929) англичанина Сиднея Фаулера Райта живописует, подобно Чапеку, как боты поначалу высвобождают человека от томного труда, а потом теснят его из жизни.

Рождение искусственного ума

В том же году возникает 1-ая в СССР умопомрачительная повесть о человекомашинах: «Идут боты» Владимира Владко, позднее переизданная под заглавием «Металлический мятеж». Действие ее происходит не в социалистическом, а в капиталистическом обществе: промышленники подменяют рабочих роботами, лишая людей средств к существованию, а протесты недовольных подавляют с помощью тех же ботов. Но протестующим удается перехватить контроль над машинками и навести их против угнетателей.

Кадр из кинофильма «Смерть сенсации»

Межрабпомфильм/Vostock Photo

В 1935 году по мотивам данной для нас повести был снят кинофильм «Смерть сенсации». Занимательная деталь: в нем ученый-изобретатель управляет роботами, играя на саксофоне.

Афиша к кинофильму «Владык мира»

Ariel-Film GmbH/Vostock Photo

Германская картина «Владык мира» (1934) была попыткой «оправдать» ботов. В ней показывалось, как опасный инженер Вульф, убив изобретателя Хеллера, употребляет ботов для захвата власти.

В конце злодей гибнет, и зрителю разъясняется, что Хеллер не собирался лишать людей работы, заменив их роботами, а планировал высвободить их от более томных и вредных нагрузок, делегировав их машинкам. Но, беря во внимание, что огромную часть экранного времени боты вершат стршные дела, эффект был быстрее отрицательным.

На фоне таковой грубоватой фантастики выделяется роман южноамериканского писателя Эдмонда Хэмилтона «Железные гиганты» (1926). В нем стометровые воинственные боты создаются уже не человеком, а искусственным мозгом, другими словами одна роботическая суть породила другую. Это одно из первых изображений искусственного ума как самостоятельной сути, вне тела бота.

Глас в защиту

Демонический нимб, сопровождавший образы ботов, печалил южноамериканского фантаста Айзека Азимова и подтолкнул его к созданию серии именитых рассказов, публиковавшихся в журнальчиках в 1940-х и собранных в 1950 году в книжке «Я, бот». Азимов возвышает глас в защиту этих гуманоидоподобных машин. Он дает новейший, светлый, даже, можно сказать, гуманистический взор на ботов, демонстрируя их друзьями, а не неприятелями рода человеческого.

В отличие от почти всех поздних фантастов, Азимов проводит четкую грань меж людьми и роботами. Крайние все таки остаются машинками, действующими по серьезным методам, хотя иногда время от времени таковым сложным, что им требуется особый робопсихолог.

Писатель выводит три закона робототехники (потом он добавил к ним 4-ый, нулевой), при соблюдении которых боты постоянно будут надежными ассистентами, а не опасностью человеку. Но сама необходимость формирования таковых законов содержит внутри себя потенциальную возможность их нарушения. Потому тревожный нимб, окружающий ботов, Азимову вполне развеять не удалось.

Горе от разума

Со 2-ой половины ХХ века научная фантастика становится одним из самых фаворитных жанров в литературе, кино, просачивается и в музыку. Импульс этому придало начавшееся освоение вселенной и развитие вычислительной техники.

В конце 1940-х возникают 1-ые ЭВМ: Манчестерская малая экспериментальная машинка, Манчестерский Марк I и EDSAC, собранный в Кембриджском институте. В 1950 году СССР представляет МЭСМ (Малую электрическую счетную машинку).

Компы видятся аналогом людского разума, поточнее, определенных его функций. Но с развитием техники круг этих функций расширяется, и параллелей с разумом человека становится больше. В 1956-м южноамериканский информатик Джон Маккарти вводит в обиход понятие «искусственный ум».

Как и в случае с обыденным роботом, искусственный разум таит внутри себя опасность: чем поближе он по набору функций к людскому мозгу, тем больше вероятности неповиновения. Узнаваемый пример: самовольный, губящий космонавтов бортовой комп в «Галлактической одиссее 2001 года» (1968) Стенли Кубрика.

Совет да любовь

И все таки опосля Азимова дела меж людьми и роботами в искусстве стали наиболее различными – от воинственного противоборства, как в кинофильме «Денек, когда Земля тормознула» (1951), до дружбы и романтичной любви, как в картинах «Бегущий по лезвию» (1982), «Она» (2013), «Из машинки» (2014). Броско, что в этих 3-х примерах население земли представлено мужским полом, а боты и искусственный ум относятся к женскому полу. Может быть, это разъясняется тем, что дама, как объект любви и восторгов, наиболее привычна в мировой культуре, чем мужик.

Кадр из кинофильма «Бегущий по лезвию»

The Ladd Company / Collection ChristopheL via AFP / East News

Мечта о даме, как о послушливом боте, выполняющем все желания парней, агрессивно высмеяна в кинофильме Брайана Форбса «Степфордские супруги» (1975), снятом по мотивам одноименного романа Айры Левина. То, что в книжке является только предположением, в кинофильме показано прямо: мужчины города Степфорд, объединенные потаенной ассоциацией, подменяют собственных жен на их роботические копии, а оригинал уничтожают. Потому все дамы Степфорда – тихие домохозяйки, лишенные любых амбиций и умственных интересов. Словосочетание «степфордские супруги» сделалось нарицательным.

От российского производителя

Очеловечивало ботов и русское кино. Посреди 1960-х одна за иной выходят комедии «Формула радуги» Жору Юнгвальд-Хилькевича и «Его звали Роберт» Ильи Ольшвангера. Сюжетные коллизии в их похожи: инженеры делают собственных двойников-роботов, которые удирают от ученых. В миру они полностью успешно приспосабливаются: в первом случае бот Яша устраивается на работу инструктором спортбазы, а во 2-м – бот Роберт влюбляется в даму и идет вослед за ней в горный поход.

Но в итоге ботов подводит их искусственный ум, работающий лишь в строго оптимальных категориях. А именно, от общения с требовательной женщиной Роберт перегревается и выходит из строя.

Самый пользующийся популярностью в СССР бот – герой трехсерийного кинофильма «Приключения Электроника» (1979), снятого Константином Бромбергом по мотивам книжек Евгения Ветлистова. Электроник – дроид с наружностью 12-летнего ребенка, как это водится в таковых вариантах, сбежавший от собственного создателя. В жизни он встречается со своим макетом, школьником Сыроежкиным и сталкивается со почти всеми испытаниями, решая непростые моральные вопросцы и равномерно очеловечиваясь. Электроник – это необыкновенное сочетание психической уязвимости малыша со сверхчеловеческой силой бота.

Был неприятель, стал друг

Один из самых узнаваемых ботов в современной культуре – это Терминатор, а поточнее, бот серии Т-800 и модели 101, которого сыграл Арнольд Шварценеггер. Это тот нечастый вариант, когда даже из очевидно отрицательного и пугающего персонажа актеру и режиссеру удалось создать симпатичную фигуру. Терминатор в первом кинофильме 1984 года не нес людям ничего неплохого, но образ оказался так удачным, что семь лет спустя он возвратился на экраны уже на стороне сил добра. Хотя Т-800 остается неумолимым и бесстрастным, меж ним и людьми завязывается дружба.

Кадр из кинофильма «Терминатор-2»

Carolco Pictures / Archives du 7eme Art / Photo12 via AFP / East News

Фуррор первого «Терминатора» Джеймса Кэмерона вдохновил Голливуд на похожие проекты: кинофильм Пола Верховена «Робокоп» (1987) о полицейском, опосля смерти воскресшем в механическом теле, и картину Альберта Пьюна «Киборг» (1989), в какой герой Жан-Клода Ван Дамма аккомпанирует девушку-робота, выполняющую цель, важную для спасения населения земли.

Бот-полицейский из кинофильма Верховена идет по традиционному пути очеловечивания, лишь, в отличие от большинства ботов, он быстрее ворачивается к для себя, вспоминает себя, потому что до этого был человеком.

В уникальном «Киборге» самому киборгу (девице по имени Перл) уделено не настолько не мало внимания – она быстрее средство для передачи инфы, которое охраняет Ван Дамм. Но в следующих 2-ух, наименее фаворитных фильмах так именуемой «Киборг-трилогии» – «Рыцари» (1993) и «Боец апокалипсиса» (1996) – Пьюн обширнее открывает тему андроидов.

Средство от испуга

Пробы снять напряжение в восприятии ботов в особенности удаются в тех вариантах, когда бот изображается умилительно-трогательным, даже мало инфантильным созданием. Пример: R2D2 и его друг-переводчик С3РО из саги «Звездные войны» либо уборщик ВАЛЛ-И из одноименного мульта 2008 года.

В этот ряд можно поставить и Джонни 5, сбежавшего с военной базы бота из кинофильма «Куцее замыкание» (1986), также Бендера из мультсериала «Футурама» и Марвина из книжной серии Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» и ее экранизации 2005 года. Два крайних героя – боты с человечьими слабостями. В случае с Марвином это угнетение и депрессивное настроение, а Бендер и совсем стает комичным скопищем земных пороков: алчности, пьянства и т. д.

Сюда же отнесем и романтически-утонченного бота Вертера из русского телесериала «Гостья из грядущего».

Хеппи-энд под вопросцем

Невзирая на весь юмор и очеловечивание, от испуга перед роботами избавиться не удается.

В 1993-м южноамериканский фантаст Вернор Виндж опубликовал эссе «Будущая технологическая сингулярность», в каком предупреждал о приближении королевства искусственного ума и конце населения земли. Он предрек, что это произойдет меж 2005-м и 2030 годом. Футуролог Рэймонд Курцвейл отодвинул дату пришествия сингулярности до 2045-го.

О кое-чем схожем гласили не только лишь фантасты, да и сам Джон фон Нейман, создатель архитектуры фон Неймана, на которой построена работа большинства современных компов.

Технологическая сингулярность – это исторический момент, когда сделанные человеком системы в самоусовершенствовании дойдут до такового уровня, когда человек уже не сумеет ни осознать происходящее, ни как-либо воздействовать на процесс. Другими словами, это тот выход из-под контроля, который в стольких вариантах обрисовывали фантасты, лишь не революционным, а эволюционным методом.

bumgames.ru
Добавить комментарий