Дистанционное обучение вынудило университеты творчески подступать к проведению лабораторных и практических работ по естественно-научным и иным дисциплинам. Невзирая на все изощрения, свойство обучения начало мучиться, а почти все контрольные срезы не проводились совсем. Некие университеты решили совсем не отправлять студентов-практиков на дистант.

Опосля приказа Минобрнауки большая часть вузов перевели учёбу в дистанционный формат. Исключения были изготовлены для практических занятий, семинаров и лабораторных, но далековато не всеми. Труднее всего на удалёнке сделалось студентам, обучение которых подразумевает в главном отработку практических способностей. Университеты по-разному находили выход из положения.

Полный дистант

В Государственном исследовательском ядерном институте Столичного инженерно-физического института (МИФИ) на инженерных специальностях упростили функцию допуска к лабораторным, а сами работы перенесли на начало семестра – частичный дистант из-за случаев инфецирования коронавирусом в вузе ввели с начала учебного года.

– Ранее для допуска требовалось окончить расчёт и приготовить к защите предшествующую лабораторную работу, много времени тратилось на обсуждение физических действий. Функцию допуска упростили, а за одно занятие сейчас проводят сходу две лабораторные работы, потому 90 процентов контрольных к моменту закрытия уже провели, – сказал «Октагону» студент МИФИ.

Со слов студентов, в МИФИ ещё в весеннюю пору составили списки студентов, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью, – они могут придти в институт и пользоваться установками. Но огромную часть тестов, на базе которых необходимо писать работы, студентам демонстрируют на видео. По похожему методу выстроен процесс и в Столичном муниципальном институте тонких хим технологий имени М. В. Ломоносова (МИТХТ).

У студентов МИФИ есть возможность придти в институт и пользоваться установками.Фото: Миша Почуев/ТАСС

– Мы столкнулись с схожей неувязкой ранее пандемии, когда некие лаборатории находились на ремонте. Изучали теорию, смотрели видео опыта, нам ведали, как это на практике делается, приводили примеры, и мы делали расчёты по данным, которые нам выдавались, – поведала «Октагону» студентка МИТХТ.

Подобная ситуация и в Столичном физико-техническом институте (МФТИ), и в Столичном муниципальном институте (МГУ). По словам 1-го из студентов, институт записал на видео лабораторные занятия, студенты просматривают их и по результатам заполняют лабораторные журнальчики. Студентов старших курсов в лаборатории всё же пускают, и, кроме этого, научной работой они занимаются в РАН.

Иной собеседник с физического факультета МГУ заявил «Октагону», что лабораторных работ у их нет совсем, дистанционно проходят лишь лекции и семинары.

Его слова подтвердил и ещё один студент МГУ – со старших курсов. Он объяснил, что сами работы не проводились, педагоги давали студентам различные входные данные, типо приобретенные в итоге опыта, а студенты проводили расчёты.

Смешанный формат

В неких университетах решили, что без посещения лабораторий не обойтись, и перевели на дистант лишь лекции и семинары. К примеру, в указе Высшей школы экономики (ВШЭ) допускается проводить в кампусе занятия, связанные с внедрением «специфичного технологического оборудования». При всем этом студенты должны посещать институт не почаще 2-ух дней в недельку.

Ректор Уральского федерального института (УрФУ) Виктор Кокшаров в своём указе о переходе на дистант оставил студентам три недельки на то, чтоб окончить практикумы, позже добавил четвёртую.

– Лабораторные по физхимии мы проводим офлайн. Остальные специальности, если лабораторные и практики можно было провести в онлайне, перевели на дистант, – ведает один из служащих УрФУ. – Но тем, кто пропустил какие-то работы из-за заболевания, тяжело восстанавливать пропуски. У нас, естественно, есть видеокурс, но на технической специальности нужно уметь работать руками.

Лабораторные по физхимии в УрФУ проходят офлайн.Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Создание 1-го такового видео для лабораторной, по его словам, может стоить больше 400 тыщ рублей, но 12 видео двое служащих кафедры сделали за собственный счёт.

Смешанный формат введён и в Уральском муниципальном мед институте (УГМУ). По данным администрации университета, на дистант переведена лишь третья часть образовательных программ. По словам ректора университета Ольги Ковтун, у первых трёх курсов лекции дистанционные, практические занятия очные. Четвёртый и 5-ый курсы из-за затруднённого доступа в медучреждения перебежали на дистант стопроцентно.

«6-ой курс по решению ректората и весьма убедительной просьбе минздрава привлекается на практическую подготовку в больницы в качестве помощников докторов», – добавила ректор на встрече со студентами.

О направлении студентов в поликлиники ранее писал «Октагон».

Целевиков институт направил работать и средним мед персоналом: как заявили студенты администрации университета, «в ущерб получению высшего мед образования в должности доктора». В администрации пояснили, что обязаны были это создать из-за воззваний муниципалитетов. Для продолжения обучения, если у студентов есть на это время, им предложили подключаться онлайн.

«Целевиков с области забирают, чтоб они закрывали дыры в городках, откуда у их целевое. Это им зачтётся за ординатуру. Заместо того чтоб ходить на операции, получать познания и опыт в хирургии, они на данный момент будут посиживать на участках терапевтами».

Студентка УГМУ

Студенты уральского медвуза в общении с «Октагоном» высказали сомнения в принятой схеме обучения. Собеседница издания отметила, что работать в региональные поликлиники на участки забрали и ординаторов.

Странноватые предметы

В неких университетах есть дисциплины, защищённые гос потаенной. Студенты не могут выносить свои записи из аудиторий, где им читают лекции. В УрФУ, к примеру, такие дисциплины преподают студентам, обучающимся по специальностям, связанным с ядерным потенциалом.

В прошедшем семестре, по словам собеседника «Октагона» из числа педагогов, ряд закрытых курсов у студентов отменили.

– По формату это лекции, а приказ перевести их на удалёнку в этом случае значит отменить. Но потому что они есть лишь на четвёртом курсе и в первом семестре 5-ого, шанс восполнить пропуск ещё есть, – объяснил собеседник.

Как сказали «Октагону» в пресс-службе университета, на данный момент занятия по предметам, включающим информацию с гостайной, проводится в большей степени в очном формате. Таковой же режим действует и для студентов военной кафедры.

По словам директора Физико-технологического института УрФУ Владимира Иванова, зимняя сессия на неких специальностях института также пройдёт офлайн, так как материалы по неким дисциплинам, к примеру, связанным с гостайной, недозволено располагать в открытом доступе.

В ВШЭ военную кафедру перевели на дистант, сказал «Октагону» студент-младшекурсник. По его словам, даже составляющая гостайну теория доступна студентам удалённо в презентациях, которые требуют никому не демонстрировать.

Отказ от дистанта

Некие университеты, невзирая на убедительные аргументы Минобрнауки и возмущение студенческого общества, от дистанционной формы обучения всё же отказались. Так поступил, к примеру, Санкт-Петербургский горный институт.

По словам ректора университета Владимира Литвиненко, в итоге перехода на дистант в весеннюю пору студенты до сего времени не устранили пробелы в познаниях, снизилась их компетентность и практические способности. Сейчас тем, кто желает обучаться дистанционно, дают перейти на личное обучение – самостоятельное исследование теории по методичкам.

«При всем этом в документе о выпуске обязано быть обозначено, какое количество времени студент получал лишь теоретические познания без практического навыка».

Владимир Литвиненко
ректор Санкт-Петербургского горного института

Переход на личный формат ведёт к сдаче допсессии, гласит студент горного Вадим Якушенко. Написав заявление, студент либо уезжает домой, либо остаётся в общежитии, но до 6 февраля не должен появляться в институте. Тот, кто уехал, по приезде должен пройти двухнедельную обсервацию. Вешний семестр начинается 6 февраля.

– В главные даты экзамены написать не получится, а дистанционно институт не собирается принимать не только лишь экзамены, да и курсовые с зачётами. С сиим багажом человек приходит 20 февраля, допсессия завершается 27 февраля. Я бы поглядел на супергероев, которые за семь дней сдадут три экзамена, две курсовые и дифзачёты. Тот, кто остался, тоже не сумеет сдать все работы до начала вешнего семестра, – сказал Якушенко.

Заявления на личное обучение пишут немногие, некие просто предпочитают не появляться в институте без необходимости. По словам студентов, хворают не только лишь учащиеся, да и педагоги. Но в институте продолжают проводить не только лишь практические занятия, да и потоковые лекции и физическую культуру.

В КФУ студентам предоставляют выбор: можно обучаться офлайн, а можно уведомить деканат и обучаться удалённо.Фото: Максим Богодвид/РИА Анонсы

Не перебежали на дистант и университеты Татарстана. К примеру, в Казанском федеральном институте (КФУ), судя по соцсетям, в офлайне ведутся не только лишь пары, да и мероприятия, но администрация университета заявляла, что желающие перейти на дистант студенты могут уведомить деканат и обучаться удалённо при помощи Microsoft Teams. В комментах к сообщению о этом на страничке университета в соцсети «ВКонтакте» студенты скептически откликались о этом формате.

«Некие педагоги даже видео занятий не записывают. Либо выкладывают лекции в Microsoft Teams, но ставят баллы за посещение, и студент теряет 10–15 процентов баллов лишь из-за заботы о своём здоровье», – написал один из студентов.

В беседе с «Октагоном» учащийся КФУ выделил, что студенты должны посещать институт: администрация университета заявляет, что заболевших нет.

Консолидированная позиция

Спустя некоторое количество дней опосля подписания приказа Минобрнауки о дистанте для вузов на заседании совета Русского союза ректоров министру науки и высшего образования Валерию Фалькову пришлось призывать коллег к консолидированной позиции по поводу данной меры. «Когда кто-то из вас показывает необыкновенную заботу по поводу свойства образования, то в обществе либо в СМИ складывается воспоминание, что все другие готовы как-то пожертвовать сиим качеством, а есть те, кто хранит традиции и всячески сопротивляется этому ненавистному дистанту», – заявил он.

Но министр объяснил, как можно «биться за свойство образования» в случае с дисциплинами, которые стопроцентно либо отчасти в дистанте воплотить недозволено.

«Или перенести на последующий семестр эти занятия, или, как часть из вас, создать исключения. Нужно творчески подступать, а не декларировать смешанный формат обучения».

Валерий Фальков
министр науки и высшего образования Русской Федерации

В качестве примера Фальков привёл реализацию партнёрских программ по естественно-научным либо инженерно-техническим специальностям на полигонах посторониих компаний за пределами городка. В Минобрнауки и Минздраве, как и в большинстве вузов, куда «Октагон» высылал запросы, редакции не ответили.

Добавить комментарий