Еще одно обострение конфликта меж Арменией и Азербайджаном вышло в Нагорном Карабахе. В Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (НКР) объявлены военное положение и всеобщая мобилизация. Военное положение также введено и на части азербайджанской местности. «Октагон» изучил предпосылки усиления противоборства 2-ух стран и разобрался в его истоках.

Эрдоган именовал виновника столкновения

Как и ранее, враждующие стороны дают противоречивую оценку причинам начавшегося вооружённого конфликта. Днем 27 сентября министерство обороны Армении заявило о «воздушных и ракетных атаках» на позиции военных на местности Нагорно-Карабахской Республики. В то же время азербайджанская сторона сказала о неизменных обстрелах, которым подверглись её военнослужащие на полосы соприкосновения 2-ух армий в регионе, за чем последовали ответные деяния.

Как утверждает Минобороны Азербайджана, ВС Армении утратили наиболее 550 военнослужащих: часть убита, часть тяжело ранена.

Кроме этого военное ведомство Азербайджана сказало о ликвидировании 22 танков и иной тяжёлой бронетехники, 18 беспилотников, 15 ЗРК «Оса» и другого вооружения. Эти сведения были опровергнуты армянской стороной – официальный дилер министерства обороны республики Арцрун Ованнисян написал в Facebook, что информация не соответствует реальности. По его словам, ВС Армении «достигнули существенных фурроров», но ситуацию он охарактеризовал как «беспокойную», так как на неких участках армяно-азербайджанской границы «ведутся артиллерийские дуэли».

29 сентября начальник пресс-службы Минобороны Азербаджана Вагиф Даргяхлы заявил о ликвидировании ВС страны третьего армянского мотострелкового полка «Мартуни». Эта информация скоро была опровергнута военным ведомством Армении. Таковая «перестрелка» сообщениями о завышенной численности уничтоженных боец и военной техники противника гласит о том, что стороны уже практически настроились на ведение длительной военной операции.

В свою очередь, премьер-министр Армении Никол Пашинян написал на собственной страничке в Facebook, что азербайджанские военные сделали нападение на НКР. По сообщению пресс-секретаря президента НКР Ваграма Погосяна, артиллерийским обстрелам подвергся ряд мирных населённых пт республики, в том числе её столица Степанакерт.

Эрдоган всё решил за всех: «Терпению Азербайджана пришёл конец, и Баку своими силами ставит точку на армянской оккупации».Фото: Burhan Ozbilici/AP/TASS

Одним из наружных, хотя и непрямых участников конфликта, судя по всему, является Турция. Как заявил её президент Реджеп Тайип Эрдоган, «терпению Азербайджана пришёл конец, и Баку своими силами ставит точку на армянской оккупации», цитирует турецкого фаворита информационное агентство «Анадолу». Тем Эрдоган вольно либо невольно указал на затейщика сегодняшней вспышки военного противоборства. Эрдоган обвинил Минскую группу ОБСЕ в неспособности разрешить ситуацию, сложившуюся в Нагорном Карабахе. Пашинян меж тем в общении с генеральным секретарём ООН Антониу Гутерришем и канцлером Германии Ангелой Меркель попросил «взнуздать брутальную политику Турции в регионе».

Жертва заигрывания с Кемалем

Конфликтная ситуация меж Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха имеет давнишнюю историю. Населённый в большинстве своём этническими армянами регион в протяжении почти всех веков не один раз менял свою принадлежность к разным государствам. В первой четверти XX века, когда власть в русской столице слабела (либо совсем на некое время пропадала, как опосля 1917-го), эта земля становилась ареной межэтнических столкновений меж армянами и азербайджанцами – в 1905–1907 и в 1918–1920 годах. В июле 1918 года население региона отказалось войти в состав Азербайджанской Демократической Республики, и была провозглашена независимость Нагорного Карабаха. Но в 1920–1921 годах русские власти сначала предоставили региону право самостоятельного выбора, и обитатели сделали его в пользу русской Армении.

Тем не наименее 5 июля 1921 года пленум Кавказского бюро ЦК РКП(б) принял решение «бросить Нагорный Карабах в границах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую автономию».

Как считает историк Сергей Востриков, это решение русская власть приняла в надежде на сближение с кемалистской Турцией – у данной страны были давнешние связи с азербайджанской территорией. Таковым образом, принадлежность Нагорного Карабаха обусловилась внешнеполитическими заигрываниями русского управления.

В 1937 году решением Москвы была образована Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) в составе Азербайджана, которой были предоставлены самые широкие возможности. Но в 1960-е годы с обострением социально-экономических заморочек в регионе и в Русском Союзе в целом в НКАО произошли массовые кавардаки, участники которых винили управление Азербайджанской ССР в дискриминации Нагорного Карабаха, игнорировании заморочек его обитателей. Протестующие добивались передачи региона в состав Армянской ССР. Вопросец о изменении принадлежности Нагорного Карабаха в русский период поднимался в 1945, 1963, 1977 и 1983 годах, но союзное управление посчитало это политически нецелесообразным.

Из кадровых военных – в наёмники

С началом перестройки карабахская неувязка опять была поставлена перед властями страны. Участники бессчетных митингов в Армении добивались передачи НКАО в состав республики. Сначала 1987 года генсеку ЦК КПСС Мише Горбачёву было ориентировано письмо с просьбой передать автономную республику в подчинение Еревана. Данный факт не остался без внимания русской прессы, тем наиболее что призыв поддержали почти все известные деятели науки и культуры.

В том же 1987 году создаётся комитет «Карабах», целью которого становится вхождение республики в состав Армении. Но в Москве тогда эта бурная деятельность была охарактеризована как «проявления национализма» и, как следует, нелегальная.

В 1987 году произошли новейшие столкновения в Нагорном Карабахе меж армянами и азербайджанцами, возникли сообщения о беженцах – по большей части азербайджанцах. А в феврале 1988-го дело дошло до вооружённых столкновений. Также в 1988 году в НКАО началась 1-ая многодневная стачка в поддержку передачи местности в состав Армении. В весеннюю пору такого же года в НКАО и Армению были введены войска для предотвращения армяно-азербайджанского конфликта. Но это не приостановило развитие ситуации – в предстоящем эскалация противоборства лишь нарастала. Армянская и азербайджанская стороны устраивали митинги, происходили вооружённые столкновения, из республик потянулись беженцы. Обстановку не смягчило образование союзным управлением 12 января 1989 года Комитета особенного управления НКАО – единый Альянс уже трещал по швам, и заинтригованные стороны стремились решить ситуацию силовым путём. Так Карабах стал свидетельством распада русской системы.

Опосля упразднения Русского Союза в 1992 году началась самая реальная карабахская война, в какой воспринимали роль вооружённые силы уже независящих Армении и Азербайджана. С обеих сторон в боевых действиях были задействованы наёмники – бывшие военнослужащие Русской армии, уволенные из рядов Вооружённых сил и обязанные зарабатывать на жизнь как бойцы фортуны.

Война закончилась 12 мая 1994 года подписанием мирного соглашения и фактическим закреплением за Нагорным Карабахом статуса независящей местности. С того времени социально-экономическая, политическая и культурная жизнь республики проходила в тесноватой интеграции с Арменией. О этом гласит тот факт, что целый ряд видных политических фигур страны, посреди которых прошлый премьер-министр и президент республики Роберт Кочарян, свою активную политическую деятельность начинали в Нагорном Карабахе. Кочарян, к слову, был первым президентом НКР.

Карабахская декларация больше не действует

Сегодняшнее обострение конфликта в Нагорном Карабахе (обе стороны достаточно интенсивно тиражируют материалы о ликвидировании боевой техники противника), видимо, является концом декларации по Нагорному Карабаху, подписанной 2 ноября 2008 года президентами Армении, Азербайджана и Рф. Тогда Армения и Азербайджан пообещали «содействовать оздоровлению ситуации на Южном Кавказе», которое обязано происходить «на базе принципов и норм интернационального права». Обе республики обязались урегулировать положение на базе «юридически обязывающих интернациональных гарантий всех его качеств и шагов». Правда, далее подписания данной декларации – к выработке определенных мер установления мира в Нагорном Карабахе – стороны так и не продвинулись.

Это повторяется опять. Сейчас.Фото: Асатур Есаянц/Sputnik/РИА Анонсы

Кроме давнешнего армяно-азербайджанского исторического спора за местность Нагорного Карабаха в крайнее время этот конфликт усугубился внешнеполитическими обстоятельствами, такое мировоззрение выразил в интервью «Октагону» директор Центра по исследованию государств Близкого Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров:

– В этом случае мы смотрим итог тривиальных имперских замашек президента Турции Реджепа Эрдогана. Воздействие Турции на Азербайджан, непременно, велико, и сегодняшнее противоборство в Нагорном Карабахе – итог данной турецкой политики. И на данный момент налицо перерастание конфликта в полномасштабную региональную войну: идут боевые деяния, обстреливаются местности, городка…

«В данной ситуации Наша родина, быстрее всего, интенсивно в конфликт не вмешается – ограничится призывами к миру, прекращению огня и переговорам. Причина явна – наша внешнеполитическая слабость. Как ни грустно это признавать, но мы утратили доминирующее воздействие на постсоветском пространстве, и наши позиции занимают остальные».

Семён Багдасаров
директор Центра по исследованию государств Близкого Востока и Центральной Азии

В случае нарастания боевых действий армяно-азербайджанский конфликт может поставить под опасность существование Организации контракта о коллективной сохранности (ОДКБ), в которую заходит ряд государств СНГ, в том числе Армения. Контракт предугадывает оказание военной помощи в случае вооружённого нападения на 1-го из участников. Под ударом окажется и авторитет Рф как страны, по инициативе которого и была сотворена ОДКБ.

– Нашему народу дороги и армяне, и азербайджанцы, – заявил «Октагону» депутат Госдумы, зампред комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Казбек Тайсаев. – Моя позиция и позиция комитета стопроцентно совпадает с позицией, заявленной нашим министром зарубежных дел Сергеем Лавровым. Её мы считаем весьма грамотной и взвешенной.

Ранее глава русского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров обсудил обострение ситуации в Нагорном Карабахе во время телефонных переговоров с сотрудниками из МИД Азербайджана, Армении и Турции. Русский министр выразил озабоченность в связи с начавшимися широкомасштабными боевыми действиями и призвал участников к их прекращению. С аналогичным заявлением выступила Ангела Меркель в процессе переговоров с Пашиняном и Ильхамом Алиевым, посодействовать мирному урегулированию она попросила примыкающие страны. В наиблежайшее время ситуацию в Карабахе будет дискуссировать Совбез ООН.

Меж тем пока что военный конфликт развивается по нарастающей: армянские военные заявили о начале внедрения в Карабахе «вооружения широкого радиуса для ликвидирования жив силы, движимого и неподвижного имущества, военной техники на огромных площадях». Также Минобороны страны не исключило боевых действий на армяно-азербайджанской границе.

Добавить комментарий