Красноватый Врангель: как русские мореплаватели не дали янки и британцам северный полуостров — bumgames

Русская экспедиция на полуостров Врангеля на корабле «Красноватый Октябрь»

©Harlingue / Roger-Viollet / Roger-Viollet via AFP / East News

Русской власти пришлось отстаивать суверенитет и территориальную целостность страны не только лишь во время Штатской войны. Опосля того как отшумели схватки, противоборство продолжилось. На Далеком Востоке на острова, когда-то открытые русскими мореходами, поднявшими там флаг Русской империи, претендовали США, Канада и Англия. Решающую роль в данной для нас борьбе сыграла канонерская лодка «Красноватый Октябрь» (прошлый ледокол Владивостокского порта «Надежный»).

Особенное значение имел поход корабля к острову Врангеля, расположенному на границе Чукотского и Восточно-Сибирского морей далековато за Полярным кругом. Наша родина считала его собственной территорией с 1823 года. Вашингтон и Лондон имел свои виды на затерянный в восточной части Северного Ледовитого океана полуостров.

Энтузиазм к этому клоку суши разъяснялся его геополитическим значением. Тот, кто обладал Врангелем, получал контроль за судоходством на севере. Не считая того, полуостров мог служить перевалочной базой для бизнесменов, занимавшихся китобойным промыслом, заготовкой пушнины, бивней моржей, мяса и рыбы. В XX веке, с развитием авиации и воздухоплавания, он заполучил ценность как возможная промежная площадка для высадки самолетов и дирижаблей на кратчайшем пути из Европу в Северную Америку.

Следует сказать, что Русскому правительству неувязка досталась, что именуется, по наследию. В сентябре 1916 года Наша родина специальной ноткой с приложением в виде карты известила союзные и нейтральные державы, что «все арктические острова… у азиатского побережья Рф составляют неотъемлемую часть русской местности и являются северным продолжением Сибирского материкового плоскогорья».

Но западные партнеры или проигнорировали этот документ, или посчитали, что падение империи обнулило существовавшие договоренности. Сначала лета 1924 года командование Морских сил Далекого Востока (МСДВ) получило директиву из Москвы. Сущность приказа – немедленно сформировать Необыкновенную гидрографическую экспедицию на Врангель. Поводом послужило весть о том, что кроме британцев и канадцев, поднявших на полуострове английский и канадский флаги в 1921 году и объявивших полуостров собственностью Англии, глаз на него положили и США.

Наиболее того, америкосы предприняли шаги к колонизации Врангеля, высадив на нем первую партию охотников-эскимосов. Пробы СССР урегулировать вопросец дипломатичным методом фуррора не имели.

В связи с сиим 2 апреля 1924 года нарком зарубежных дел Жора Чичерин в письме на имя начальника Морских сил Эдуарда Панцержанского, а именно, писал: «Экспедицию следует сделать конкретно для того, чтоб таковым методом оформить права СССР на эту местность… Нужно поднятие нашего флага на самом полуострове».

Необыкновенную гидрографическую экспедицию возглавил начальник Управления сохранности кораблевождения Далекого Востока Борис Давыдов. Это был узнаваемый российский гидрограф-геодезист, в прошедшем полковник корпуса гидрографов. Один из героев русско-японской войны 1904–1905 годов. Офицер служил штурманом на минном заградителе «Амур» и участвовал в дерзкой операции против японского флота. На минной банке подорвались и затонули два неприятельских броненосца. Это была одна из немногих побед российского флота в той войне.

До революции Борис Давыдов командовал гидрографическим судном «Таймыр». На нем он сделал несколько экспедиций к побережью Охотского моря до реки Колыма, составил лоцию этих мест. Ему в руководстве передали канонерскую лодку «Красноватый Октябрь» с экипажем из 80 человек. Этот маленькой корабль был построен в Копенгагене по заказу Рф в 1896 году как портовый ледокол и ориентирован во Владивосток. В состав МСДВ «Красноватый Октябрь» вошел всего за четыре месяца до приказа идти на Врангель.

Борис Владимирович Давыдов

Давыдов Б.М.

В беспримерно маленький срок для полярных экспедиций – всего в месяц – подготовка к далекому походу была завершена. В предписании командования, выданном Борису Давыдову, было обозначено: «При неизбежности столкновения, вызываемого противодействием иноземцев (янки) главный цели экспедиции, действовать зависимо от фактического соотношения сил обеих сторон прямо до ареста экипажа южноамериканского судна. Если на полуострове окажется чужой флаг, его следует убрать».

20 июля «Красноватый Октябрь» покинул Владивосток и брал курс на Петропавловск-Камчатский. Переход занял 6 суток. Последующая точка маршрута – бухта Провидения на Чукотке. Ее экспедиция достигнула 3 августа. Тут, что именуется, под завязку пополнили корабельные припасы угля и пресной воды. При этом горючее погрузили даже на верхнюю палубу.

9 августа, зайдя на куцее время в бухту Лаврентия, где на борт были приняты трое чукчей-проводников с 2-мя упряжками ездовых собак, канонерская лодка продолжила плавание.

Экспедиция чуть не сорвалась. До конечной точки маршрута оставалось около 90 миль, когда повстречался тяжкий лед торосистого образования сплоченностью до 9 баллов. Корабль зажало льдами. Чем все могло окончиться, указывает пример «Челюскина». В конце сентября 1933 года пароход приблизительно в тех местах тоже попал в ледяной плен, дрейфовал несколько месяцев, в конечном счете был раздавлен и начал двигаться ко дну.

Но «Красноватому Октябрю» 10 годами ранее удалось благополучно вырваться из ловушки. Преодолевая преграду за преградой, корабль подошел к восточному берегу Врангеля. В бухте Роджерса на сберегал был высажен отряд моряков. 20 августа они подняли на полуострове красноватый флаг.

Потом корабль двинулся в западном направлении. В бухте Непонятной наткнулись на зимовье 13 эскимосов. Они все являлись служащими американской конторы. На полуострове без разрешения добывали белоснежного медведя и песца, о чем свидетельствовали шкуры звериных. Арестовав браконьеров и приняв их вкупе с имуществом на борт, «Красноватый Октябрь» 23 августа отправился в оборотный путь. Дорога домой оказалась только тяжеленной.

Через двое суток в проливе Лонга у мыса Северного (сейчас мыс Шмидта) канонерку вновь зажало массивными льдами. Экипаж начал готовиться к долговременной зимовке, надеясь, что крепкий корпус ледокола выдержит давление льдов. Уже спустили воду из котлов и систем, разобрали главные механизмы машинки. Но нежданно разыгрался шторм и поднялась мощная зыбь. Льды раздвинулись, неподалеку образовалась полынья.

Командир принял решение пробиваться к ней. Мореплавателям пришлось в авральном порядке собирать машинку. Пресной воды на борту не было, не считая маленького припаса для питья. Потому котлы пришлось заполнить забортной. Завели пары, дали ход, пробились-таки к спасительной полынье.

На этом тесты не кончились. На 2-ой денек за недочетом угля экипаж начал рубить на дрова и жечь весь имеющийся припас леса и досок. К углю подмешивали машинное масло. Его было надо по способности сберегать. Впереди лежали томные льды, а в припасе оставалось всего 14 тонн угля. Да и сейчас вмешалось провидение. Дрейфующие льды отнесли корабль к селению Уэлен. Тут стояла арестованная канадская древесная шхуна, которую здесь же разобрали на горючее. Благодаря этому поход продолжили.

Но риск погибнуть во льдах был наиболее чем настоящий. К тому времени, когда «Красноватый Октябрь» бросил якорь в бухте Провидения, горючего на борту оставалось всего на 25 минут хода, пресной же воды не было совсем. Позже дошли до Петропавловска-Камчатского, где экипаж сумел произвести ремонт и восполнить припасы.

Во Владивосток «Красноватый Октябрь» пришел 29 октября. Ему устроили торжественную встречу, хотя по масштабам, естественно, она не шла ни в какое сопоставление с торжествами по случаю спасения челюскинцев. Арестованных на Врангеле зарубежных браконьеров передали на сберегал. Потом они через Китай возвратились на США.

Понятно, что сразу с русским кораблем полуостров Врангеля пробовали достигнуть америкосы. 18 августа из порта Нома (Аляска) вышла паровая шхуна «Герман», для того чтоб забрать пушнину, заготовленную колонистами, и поднять над полуостровом звездно-полосатый флаг. Томные льды помешали выполнить план. «Герман» смог подойти к лежащему недалеко от Врангеля острову Геральд и водрузить на нем южноамериканский флаг. Муниципальный флаг СССР на этом клоке суши был поднят в 1926 году.

Фуррор особенной экспедиции на Врангель имел принципиальные дипломатичные последствия. В осеннюю пору 1924 года заместитель министра зарубежных дел Англии Артур Понсонби сделал заявление, которого ожидала Москва: «Правительство Его Величества не имеет никаких претензий на полуостров Врангеля».

В честь геройского похода экипаж канонерской лодки «Красноватый Октябрь» 30 июля 1925 года был награжден Знатным революционным Красноватым знаменем ВЦИК СССР. Оценили награды и Бориса Давыдова – он получил Золотую медаль Российского географического общества. Как записано в представлении, «за выдающиеся труды в области гидрографии на Далеком Востоке».

bumgames.ru
Добавить комментарий