Красноватые цвета зеленоватого: о рисках перехода к климатически нейтральной экономике — bumgames

©Shutterstock/Fotodom

До конца мая Москва планирует провести аукцион по размещению 70 млн так именуемых зеленоватых облигаций городского внутреннего займа на 70 миллиардов рублей. Теория этих ценных бумаг, к слову сказать, первых в Рф, утверждена столичным правительством 20 апреля текущего года. Они вполне соответствуют требованиям Интернациональной ассоциации рынков капитала Green Bond Principles 2018 и методическим советам по инвестициям в сфере зеленоватого финансирования, разработанным госкорпорацией «ВЭБ.РФ». Средства, приобретенные от размещения зеленоватых облигаций, принято решение навести на финансирование и рефинансирование экологических проектов столицы по сокращению размеров выбросов загрязняющих веществ и парникового газа от автотранспорта.

Сначала, идет речь о подмене автобусов с движками внутреннего сгорания (ДВС) на электробусы. Обосновывая необходимость программки, власти Москвы сопоставляют выбросы загрязняющих веществ при эксплуатации автобусов экологического класса «Евро-4» и «Евро-5» (290,5 кг и 219 кг в год) с аналогичным показателем электробуса – около 30 кг в процессе подзарядки. При всем этом выбросы углекислого газа дизельного автобуса могут достигать приблизительно 64,9 тонны в год, электробуса – 4,4 тонны.

©Shutterstock/ Fotodom

Кажется, в борьбе за незапятнанный воздух крупного города полный перевод парка городского транспорта на электротягу открывает заманчивые перспективы. Но не все так просто. Перед очами пример ведущих государств Евросоюза, которые во главу угла поставили построение в обозримом будущем климатически нейтральных экономик. Применительно к автотранспорту это предполагает не только лишь отказ от использования ДВС в пользу электронных движков, да и обеспечение подзарядки аккумов электрокаров только за счет возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – ветра, солнца, воды и т.п.

Мода на зеленоватые технологии и ускоренный отказ от ископаемого горючего могут плохо воздействовать на развитие экономики, сделать социальную напряженность в обществе. Вероятные опасности обсуждали участники X Интернациональной научно-практической конференции «Абалкинские чтения. «Стратегия Рф: взор в завтрашний денек».

Представителям научного общества, экономистам и независящим профессионалам разумеется, что в мире происходит глобальный энергетический передел. Общий ценность – зеленоватая экономика – определен Парижским соглашением по климату 2015 года. Подписи под документом поставили 197 государств. Но единодушная поддержка – пока видимость, если вспомянуть, что на сей день принято лишь 28 государственных стратегий социально-экономического развития, нацеленных на маленький уровень эмиссии парникового газа. Другими словами по факту только 14% подписантов готовы не словестно, а на самом деле строить климатически нейтральные экономики. Направляет на себя внимание, что в шорт-листе нет Китая, Индии, США и Рф, на долю которых приходится порядка 55% мировой эмиссии парниковых газов.

В РФ зеленоватая стратегия обязана быть разработана и размещена в летнюю пору текущего года. Известны заявления Китая о мотивированной задачки – добиться к 2060 году углеродной нейтральности. Но при ближнем рассмотрении это декларация о намерениях, а не обязательства, взятые на себя государством. В США президент Джо Байден интенсивно продвигает «Новейший зеленоватый курс», при этом по одному из вариантов стоит задачка обнулить выбросы парниковых газов к 2030 году. В свою очередь, Индия обещает к этому времени нарастить годичные объемы производства возобновляемой энергии со 134 ГВт до 450 ГВт.

Иной вопросец, как реалистичны эти планы. Нелишне напомнить, что потребление нефти в мире за 10 лет (без учета пандемийного 2020-го) подросло на 13%, газа – на 25%. На данный момент до 85% мирового энергобаланса закрывают углеводороды. Даже в передовой в плане «озеленения» экономики Европе показатель добивается 75%. В то же время в мире практически млрд человек до сего времени не имеют доступа к электроэнергии, а 2,5 миллиардов готовят пищу на открытом огне. Они живут в странах, состояние экономик которых пока не дозволяет выстроить даже «грязные» угольные ТЭЦ и ГРЭС.

Меж тем переход на зеленоватые технологии в энергетике подразумевает в прямом смысле слова астрономические инвестиции. К примеру, в США оппоненты «Новейшего зеленоватого курса» оценили денежные потребности проекта в $100 трлн. Ну а странам Евросоюза на развитие ВИЭ требуется до €1 трлн. При госдолге наиболее 100% ВВП и это непозволительная роскошь. Логично, что евробюрократия инициативно изыскивает доп источники финансирования зеленоватых программ. Одним из решений можно считать транснациональный углеродный сбор, который планируется ввести в 2022 и 2023 годах. На первом шаге требования к производителям и экспортерам можно именовать довольно мягенькими, но в предстоящем они будут ужесточаться.

Если вспомянуть, что Евросоюз был и остается одним из главных внешнеторговых партнеров РФ, то в итоге введения углеродного сбора серьезно пострадают русские компании. Каждогодние издержки наших экспортеров составят млрд евро.

Очередное противное для бизнеса и населения свойство зеленоватой электрогенерации – высочайшая себестоимость, что отражается на стоимости электроэнергии для конечного пользователя. Неоспоримый факт: более продвинулись в развитии ВИЭ посреди государств ЕС Дания и Германия. И конкретно там электричество стоит дороже всего.

Как понятно, обучаться лучше на чужих ошибках. Потому развивающимся экономикам в целом и русской а именно очевидно нет смысла пробовать в угоду западной моде слепо копировать чужой опыт. Эта философия полностью отыскала отражение в каждогоднем послании президента РФ Федеральному Собранию. С одной стороны, глава страны подтвердил готовность РФ обязательно делать обязательства в рамках Парижского соглашения по климату. С иной – верно обусловил этапы постепенного перехода Рф к зеленоватой экономике. На первом – адаптация компаний и населения, на втором – поглощение и утилизация выбросов. И лишь потом начнется реализация головного пт «озеленения» – сокращение использования обычных энергоносителей в пользу климатически нейтральной генерации.

Предложенный план – не революционный, а эволюционный с учетом сроков реализации. В нем учтено, что энергопереход пока не обеспечен технологически. А именно, наука и индустрия не могут предложить экономически выгодные и действенные системы накапливания и хранения энергии. Налицо маленький коэффициент полезного деяния (КПД) зеленоватой генерации, также сохраняющаяся высочайшая зависимость ее от погодных критерий. При низких зимних температурах – обычного явления для большей части местности РФ – не обойтись без запасных мощностей электро- и теплогенерации, работающих на ископаемом горючем. Без их энергетический кризис будет неизбежен.

Очередной аспект. Русская зеленоватая энергетика лишь формируется: ее толика в электрогенерации в 2018 году составляла символические 0,9% и за два года выросла всего до 2%. Для сопоставления: в Дании этот показатель равен 64%, в Германии близок к 50%. Считается, что опосля 2030 года некие страны ЕС сумеют вполне обеспечивать свои потребности в электроэнергии за счет ВИЭ.  До уровня фаворитов нам еще предстоит дорасти.

На фоне этого принципиально не допустить сокращения инвестиций в нефтегазовый сектор. Все углеводородные проекты капиталоемкие и подразумевают долгие сроки реализации. С момента принятия финишного вкладывательного решения до возникновения первой нефти либо газа может пройти от 5 до 15 лет. Потому для Рф сейчас будет ошибкой попробовать сберечь или совершенно свернуть геологоразведку. Решение безизбежно негативно скажется на размерах добычи углеводородного сырья на горизонте до 2035 года.

Спрос на темное золото и голубое горючее должен сохраниться на высочайшем уровне. Неслучайно ни один глобальный газовый прогноз и большая часть нефтяных прогнозов не демонстрируют существенного сокращения мирового употребления углеводородов. Как следует, нефть и природный газ, также продукты их глубочайшей переработки, имеющие высшую добавленную стоимость, на долгие годы останутся одной из основных статей русского экспорта и доходов казны.

Еще одна очень животрепещущая тема – устранение административных барьеров на пути проектов ВИЭ. По факту система госрегулирования в данной для нас сфере очень негибкая, не способная к оперативной работе. Приятный пример – принятие закона о микрогенерации, позволяющего популяции поставлять в сеть электроэнергию, выработанную солнечными, ветряными и иными личными электростанциями мощность до 15 кВт. Эта история растянулась практически на 7 лет.

Но изготовлен лишь 1-ый шаг. Население и бизнес нуждаются в доп стимулах для перехода на ВИЭ: доступные кредиты на приобретение энергооборудования, симпатичные лизинговые программки и т.п.

Очередное препятствие, сдерживающее продвижение зеленоватых энергопроектов, – недостающая компетентность технических профессионалов. Кадровый голод разъясняется тем, что еще 10 годов назад в Рф не было настоящей научной базы, системы нормативного регулирования, собственных технологий и технических регламентов. Из-за низкой квалификации исполнителей у заказчиков часто появлялись задачи с настройкой и конфигурацией солнечных станций. Это дискредитировало передовую и очень дорогостоящую технологию. Согласно статистике, в период с 2010 по 2020 годы в солнечную электрогенерацию было инвестировано в общей трудности 160 миллиардов рублей. Можно лишь догадываться, каким бы мог быть денежный итог, если б сотрудники компаний, продающих и устанавливающих оборудование, владели подходящими компетенциями.

Создатель – доктор кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова

bumgames.ru
Добавить комментарий