©depositphotos.com / коллаж

Россияне быстро уменьшают непервостепенные расходы. Под ножик пошли растраты на 90% категорий продуктов и услуг. Пользователи затариваются впрок, берут пищу и лекарства и пробуют повеселить себя доступными цифровыми утехами. Все последствия деформации потребительского поведения, которую вызвала эпидемия COVID-19, еще пока не просчитаны. Но уже на данный момент понятно, что выработанная бессчетными кризисами привычка сберегать для большей части населения Рф может стать стилем жизни на долгие годы.

Будет ужаснее

«В критериях ухудшения эпидемической обстановки домохозяйства начали ворачиваться к модели употребления, наблюдавшейся в весеннюю пору: рост трат на продовольствие и лекарства, сокращение расходов на непродовольственные продукты и услуги», – констатируют аналитики Центробанка в обзоре, размещенном 30 ноября.

В ЦБ отмечают, что ужесточение ограничений во 2-ой половине октября значительно сдержало восстановление потребительской активности. Так, реализации непродовольственных продуктов остались на уровне сентября, а размер платных услуг подрос на 1,9% (в сентябре было +4,6%).

В прошлые месяцы товарооборот на продовольственном рынке демонстрировал слабенькую динамику, но в октябре он вырос на 0,7%. «Весомым фактором его восстановления стали покупки продуктов долгого хранения впрок, также переток спроса из сектора услуг в ожидании предстоящего роста заболеваемости и введения новейших ограничений», – пояснили в Банке Рф.

Данные регулятора молвят о том, что древняя привычка россиян готовиться к худшему никуда не делась. Это подтверждается и оперативной статистикой СберИндекса: россияне уменьшают расходы рекордными темпами. За последнюю недельку ноября потребительские растраты населения свалились на 11,4% по сопоставлению с аналогичным периодом 2019 года. Посильнее, а конкретно на 33,5%, показатель падал только в весеннюю пору, когда в Рф ввели карантин. Замедлить общую просадку потребительской активности не посодействовали даже бессчетные акции распродажи, приуроченные к «темной пятнице».

В этот денек, 27 ноября, расходы россиян снизились на 39,2% по сопоставлению с показателями 2019-го. «Падение в главных категориях, обычно интересующих покупателей, также составило наиболее четверти. В секторе «Всепригодные магазины», где сконцентрированы главные интернет-площадки, расходы оказались на 27,5% ниже, чем годом ранее, в секторе «Бытовая техника и электроника» – на 30,5%, в «Одежке, обуви и девайсах» – на 44,8%», – сказали аналитики СберИндекса.

С иной стороны, рост потребительского спроса сконцентрировался в онлайн-каналах. По сопоставлению с уровнем сентября–октября количество покупателей, которые заполучили киноленты, игры, подписки на сервисы и остальные цифровые продукты, подросло в 2,3 раза. Но стоит учесть, что цифровые утехи – одни из самых дешевеньких и доступных. По данным СберИндекса, средний чек во время «темной пятницы» в данной группы составил 351 рубль.

В целом же растраты россиян в продуктовых магазинах в последнюю недельку ноября выросли на 3,7%, расходы на лекарства – сходу на 14,4%.

Новейший режим

Рвение обезопасить себя и собственных близких, улучшить расходы – все это полностью понятное поведение в критериях завышенной неопределенности. Вопросец состоит в том, как долговременной окажется привычка жить в режиме твердой экономии.

Осеннее совместное исследование компаний «Ромир» и Boston Consulting Group (BCG), посвященное потребительскому поведению, показало, что по 90% категорий продуктов и услуг фиксируется падение спроса. Посильнее всего россияне уменьшают расходы на рестораны (27% респондентов), предметы роскоши (29%), дамские сумочки и бижутерию (30%), также на походы в кинозалы (34%).

Рост спроса можно следить только в категориях нужных продуктов и услуг. К примеру, на коммунальные услуги (29%), мобильную связь (15%), главные продукты питания (13%), детскую пищу и детскую одежку (6% и 8%), домашний wi-fi (8%), лекарства без рецептов (10%) и свежайшие продукты (13%).

В топ-5 возлюбленных брендов россиян во время распространения COVID-19 попали «Пятерочка», Сбер, YouTube, «Магнит» и «ВКонтакте». Как мы лицезреем, пользователи вынужденно сделали ставку на доступные продовольственные продукты и цифровые услуги.

Россияне стали осмотрительнее, свидетельствует исследование. Они хорошо ознакомлены о рисках и наиболее аккуратны в вопросцах, касающихся собственного здоровья. Люди стараются избегать ненадобных поездок и работают в удаленном режиме некоторое количество дней в недельку. Бизнес, в свою очередь, проходит через ускоренную цифровизацию, чтоб подстроиться под изменившееся поведение потребителей.

О изменении собственных ежедневных привычек из-за коронавируса сказали 47% респондентов. Сначала весны толика таковых людей была выше – 75%.

21% россиян поведали, что работают из дома (в весеннюю пору их было 45%), 52% не посещают публичные места (85%). Не считая того, 54% опрошенных считают, что мир в суровой угрозы. Несколько месяцев вспять так считали 75%.

Опосля снятия ограничений пользователи планируют почаще заниматься спортом, приглашать в гости друзей, гулять в парках и на природе, готовить дома и разговаривать с семьей.

В погоне за ценами

Некие потребительские привычки, считают в «Ромир» и BCG, могут закрепиться и стать неизменными. Посреди их – покупка связанных со здоровьем и благополучием продуктов, рвение приобрести по низкой стоимости и охота за прибыльными предложениями.

Так, 10% участников исследования собираются растрачивать больше на продукты для ухода за собой и профилактические медикаменты, 35% – почаще заниматься спортом. Таковым образом, вырастет и закрепится спрос на полезную пищу и другую ЗОЖ-продукцию, домашний спортивный инвентарь, занятия спортом онлайн. Теория «Сохранность для здоровья» (бесконтактная доставка, покупка продовольствия без опасности заразиться COVID-19) стала новеньким многофункциональным требованием к хоть какому продукту, указывают создатели исследования.

Так как востребованность 90% категорий продуктов свалилась и около 59% населения чувствуют финансовую незащищенность, спрос на агрегаторы скидок и промоакций лишь вырастет, считают в «Ромир» и BCG. Не считая того, должен показаться устойчивый спрос на приложения для резвого и обычного микрофинансирования.

За время пандемии россияне оценили способности онлайн-коммерции. 66% участников исследования заявили, что планируют сохранить уровень трат на e-commerce опосля ее окончания. Ожидается, что опосля окончания пандемии 30–40% потребителей станут меньше брать в больших торговых центрах.

По инфы МТС Банка, в октябре количество онлайн-продаж одежки подросло в 8,6 раза по сопоставлению с аналогичным месяцем 2019-го, спорттоваров – в 3,8 раза, страховых услуг – в 3,3 раза. В то же время по нареченным категориям значительно уменьшился средний чек: в 2,8 раза (до 2089 руб.), на 29% (до 2707 руб.) и 43% (до 926 руб.) соответственно.

«Понижение среднего чека фактически по всем рассмотренным товарам и услугам на фоне значимого роста продаж гласит о том, что онлайн-покупки россияне стали совершать почаще, но при всем этом подступать к выбору продуктов наиболее экономично. Единственные группы, где наблюдалось существенное повышение среднего чека, – покупки в гипермаркетах (+54%) и продуктов для дома (+18%)», – отмечают аналитики кредитной организации.

Привыкая к дому

Ряд новейших привычек – уменьшение количества соц контактов, домашнее потребление и изменение роли домашнего места – могут войти в ежедневную жизнь россиян либо же окажутся неуравновешенными. Их судьба пока до конца не ясна.

Тем не наименее приблизительно 50% участников исследования «Ромир» и BCG планируют почаще готовить дома, а 35% – пореже посещать кафе и рестораны. В связи с сиим наблюдается возрастающий спрос на идеи рецептов и кулинарные онлайн-курсы. Не считая того, 5–10% потребителей собираются растрачивать больше на облагораживание дома, еще выше 10% – больше работать из дома. Все это ведет к повышению спроса на огромные квартиры и домашние утехи (к примеру, на настольные игры).

Раздельно выделяется и изменение дела потребителей ко всему российскому. 53% участников опроса сказали, что предпочитают брать местные продукты. Около 20% населения при всем этом планируют прирастить расходы на путешествия снутри страны.

Жизнь в цифре

Огромное исследование Deloitte, выпущенное в октябре и посвященное, а именно, изменениям потребительского поведения россиян во время первой волны COVID-19, фиксирует похожие тенденции.

51% респондентов убеждены, что эпидемия воздействует на их потребительские привычки. 39% молвят о намерении прирастить размер покупок в онлайн-магазинах опосля окончания эпидемии, 24% – о его уменьшении в обыденных магазинах. По данным консалтинговой компании, значимая толика россиян, а конкретно 13%, получают готовую пищу лишь в вебе.

Самыми пользующимися популярностью онлайн-сервисами оказались сервисы видеосвязи (Zoom, Гугл Meet, Skype и др.) и доставки пищи (Delivery Club, «Yandex Пища» и др.). Ими воспользовались 70% и 51% респондентов соответственно. Броско, что 89% участников исследования, которые воспользовались данными сервисами, собираются продолжить их внедрение и в предстоящем.

В другую категорию цифровых услуг попали наименее пользующиеся популярностью сервисы. Так, онлайн-музеи и мастер-классы посещали 41% респондентов, образовательные ресурсы («Yandex Учебник», Arzamas и др.) – 30%, приложениями и платформами для домашних занятий спортом (Nike Training Club, Exercise.com и др.) воспользовались 27%, телемедицинскими услугами («Yandex Здоровье», «Доктор онлайн», «Доктор рядом») – 25%, психической онлайн-помощью (DocDoc, «Ясно», Alter и др.) – только 16%. 80% респондентов в данной группы собираются воспользоваться перечисленными онлайн-сервисами и далее.

При всем этом лишь 20% участников исследования готовы растрачивать больше средств на условный удобство, к примеру, на доставку определенного набора продуктов до дома по подписке. 50% к переплатам не готовы.

Добавить комментарий