Они неэффективны без фактической конкуренции.

Читайте также
Госзакупки для избранных: смогут ли все самозанятые участвовать в тендерах?

СПЧ обсудит с Путиным выборы, митинги и госзакупки

В Министерстве труда придумали, как бороться с «откатами» при госзакупках

Просьба перестать симулировать конкуренцию в госзаказе. Действующие правила закупок эксперты назвали неэффективными без фактической борьбы участников. Исследование Центра перспективных управленческих решений и Высшей школы экономики приводит «Коммерсантъ».

Приоритет дешевых поставок стимулирует даже добросовестных заказчиков к нарушениям в ущерб качеству. Унифицированные контрактные процедуры также не способствуют нормализации закупок. Для решения накопленных проблем с коррупцией и другими недостатками системы эксперты предлагают развивать специализированное регулирование рынков. Речь идет, в частности, о сферах ИТ-услуг, лекарств и медицинских изделий, образования в виде пилотных проектов. В каждой отрасли предполагается индивидуальный подход, который стоило бы внедрить в 44-ФЗ.

Кроме того, авторы предлагают ввести отдельное регулирование для заведомо неконкурентных рынков. Такой шаг должен избавить поставщиков-монополистов от изображения конкурсных процедур. По официальной статистике, подчеркивают аналитики, 5% всех поставщиков получает более 80% всех средств.

Идея разделения регулирования по отраслям кажется юристам любопытной. Однако в перспективе такое дробление может серьезно осложнить контроль прозрачности процедур. Поэтому сама инициатива требует большей конкретики и проработки. И вводить ее следует в тестовом режиме с повышенной осторожностью, считают эксперты.

Генеральный директор компании «Контрактные системы» Евгений Ландо Всегда хочется посмотреть, как это будет написано на бумаге, потому что 44-ФЗ, который сейчас регулирует государственные закупки, очень красиво звучал из уст тех, кто его создавал, но на бумаге получилась какая-то «калаборда», которая даже сейчас, спустя 5 лет действия 44-ФЗ, не может урегулировать все взаимоотношения между компанией-участником закупок и заказчиком. Так же было и с 24-ФЗ, который был первым в России для того, чтобы регулировать государственные торги. Я бы порекомендовал эту инициативу изначально тестировать на каких-то маленьких объемах, не выводя ее в полный оборот по стране.

Напомним, что Минфин уже занимается упрощением закупочного законодательства. При этом ряд его инициатив также ориентирован и на усиление контроля качества поставок. В том числе — на появление такой нормы, как универсальная предквалификация для поставщиков. Однако проблемы избыточного сосредоточения на обеспечении конкуренции в ущерб качеству в министерстве не видят, призывая «точнее описывать предмет закупки». В качестве основной меры в борьбе с нарушениями ведомство советует активнее обжаловать «недолжное» поведение заказчиков и поставщиков в ФАС и судах.

Источник: businessfm.spb.ru

Добавить комментарий