Дежавю по-норильски — bumgames

29 мая – годовщина страшной экологической катастрофы, произошедшей в Норильске на одном из резервуаров хранения дизтоплива на ТЭЦ-3, принадлежащей Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК) «Норильского никеля». Тогда в почву и воды рек попало около 21 тыс. тонн дизельного топлива. Сама компания назвала причиной катастрофы погодные процессы – оттепель в вечной мерзлоте. Как показало расследование Ростехнадзора, Росприроднадзора и МЧС, о результатах которого было доложено лично президенту страны, менеджмент «Норникеля» явно поспешил с выводами, пытаясь утаить в снегах Заполярья собственные управленческие проблемы.

В официальных материалах Ростехнадзора, опубликованных на сайте ведомства в ноябре прошлого года, названы истинные причины аварии. Тут и недостатки проектирования при конструировании железобетонного свайного основания, обусловленные низким уровнем проектных работ; и дефекты строительного производства; и некачественный контроль за надёжной и безопасной эксплуатацией сооружений со стороны ответственных лиц; наконец, нарушения требований при проведении экспертизы промышленной безопасности. Обвинить оттепель в собственных неудачах менеджерам компании теперь уже не удастся.

Увы, майская авария на ТЭЦ-3 словно приоткрыла ящик Пандоры. Весь прошлый год на объектах «Норникеля» что-то взрывалось, рушилось, ломалось. Гибли люди, страдала окружающая среда, а анонсируемый президентом арктический проект стал синонимом вечной аварии на предприятиях компании, которую ещё недавно было принято считать одним из лидеров мировой индустрии.

Вот лишь краткий перечень происшествий. 28 июня 2020 года в МЧС поступила информация об утечке неустановленной жидкости при несанкционированной перекачке из хвостохранилища в районе Талнахской обогатительной фабрики, которая входит в Заполярный филиал «Норникеля». Причина – грубое нарушение правил эксплуатации хвостохранилища фабрики.

Талнахская обогатительная фабрика отметилась в списке происшествий МЧС 28 июня 2020 года.Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

12 июля прошлого года около 44,5 тонны авиационного топлива разлилось у посёлка Тухард Красноярского края из разгерметизированного трубопровода, принадлежащего другому предприятию «Норникеля» – «Норильсктрансгазу». В посёлке был введён режим ЧС. Следователи СК возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ).

Место разгерметизации трубопровода компании «Норильсктрансгаз» в посёлке Тухард (240 километров от Норильска).Фото: пресс-служба администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района/ТАСС

13 июля разлив отходов произошёл на Надеждинском металлургическом заводе (также входит в ГМК «Норникель») из-за разрыва трубопровода во время плановых работ по промывке.

Надеждинский металлургический завод стал третьим предприятием в череде «несчастных случаев» «Норникеля».Фото: Денис Кожевников/ТАСС

В наступившем 2021 году лучше не стало. 20 февраля в дробильном цехе на Норильской обогатительной фабрике (входит в дочернюю компанию «Норникеля» «Медвежий ручей») произошло обрушение. Его площадь составила около 1 тыс. квадратных метров. В результате ЧП погибли трое рабочих, ещё пятеро были госпитализированы. А спустя всего лишь несколько дней, 24 февраля, «Норильский никель» был вынужден частично приостановить деятельность рудников «Октябрьский» и «Таймырский» из-за масштабного затопления. Наконец, 17 мая этого года в порту Дудинка в Красноярском крае была зафиксирована очередная утечка дизтоплива из резервуара на территории структуры «Норникеля» – Таймырской топливной компании, а 24 мая Росприроднадзор обнаружил следы нефти после таяния снега в районе разлива топлива, который произошёл на ТЭЦ-3 в Норильске как раз в мае прошлого года.

Во время обрушения на Норильской обогатительной фабрике погибло три человека.Фото: РИА Новости

Таким образом, аварии стали приметой современного Норильска и продолжались практически весь год. И что же сделало предприятие, чтобы избежать будущих катастроф, которые при таком потребительском отношении менеджмента к старой изношенной инфраструктуре попросту неизбежны? Да, конечно, по решению суда от 5 февраля 2021 года по иску Росприроднадзора компания «Норильский никель» выплатила в бюджет рекордный для российского бизнеса штраф в размере 146,18 млрд рублей. Но можно ли пожар потушить деньгами? И не представляет ли собой управленческий уклад промышленной территории в Норильске (да и многих других) ту самую прогнившую цистерну, которая может протечь в любой момент?..

«Нельзя вновь допустить возникновения экологических катастроф, как в Норильске», – в своём апрельском послании Федеральному собранию президент Владимир Путин говорил именно о будущем, уделив особое внимание вопросам промышленной и экологической безопасности. Ожидаемая в речи президента отсылка к катастрофе, произошедшей в Норильске год назад, не только поднимает экологическую проблему арктических территорий, но и во многом формулирует вопрос к руководству никелевого гиганта – изменилась ли с тех пор модель управления взрывоопасной территорией, превратившейся в пороховую бочку?

Услышав призыв главы государства, который фактически в лоб адресовал президенту «Норникеля» Владимиру Потанину фразу «получил прибыль за счёт природы – убери за собой», менеджмент металлургической компании, судя по всему, начал действовать.

Во-первых, предприятие собирается создать на Таймыре, и в частности в Норильске, туристический кластер. Не без участия менеджмента «Норникеля» родилась ещё одна оригинальная идея – направить на уборку Арктики заключённых, о чём пообещала позаботиться ФСИН Минюста. По сути, турпродукт уже создан – заключённые первыми отправятся в заполярное турне и иные проблемные зоны Русского Севера, чтобы убрать за компанией последствия её «эффективной работы». Остаётся понять, что намеревается своими руками делать менеджмент «Норильского никеля»? Использование рабского труда зэков и заливание экологического пожара деньгами не поможет ни компенсировать ущерб, нанесённый и наносимый природе десятилетиями, ни застраховать от новых катастроф. Не спасут от аварий и активные «пиар-мероприятия» типа исповеди Владимира Потанина в интервью пресс-секретарю патриарха Владимиру Легойде на канале «Спас».

В то время как ответственность за прошлогоднюю катастрофу понесли «стрелочники» (виновными были определены руководители ТЭЦ и инженеры с простыми фамилиями СтепановСмирнов и Кузнецов, обвинённые в «нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ») и составивший им компанию уволенный мэр города Ринат Ахметчин, менеджмент организации остался прежним. Ни увольнений в составе правления, ни прихода в руководство предприятия хоть одного человека с техническим образованием, ни масштабного аудита устаревшего имущества – ничего из этого не произошло.

Год бездействия и игнорирования необходимости произвести масштабные перемены в управленческой модели «Норникеля» приводит к логичным последствиям: 21 апреля 2021 года на сайте Росприроднадзора были опубликованы мало кем замеченные результаты проверки предприятий «Норникеля».

В отчёте говорится, что Таймырская топливная компания из 115 ранее выявленных нарушений устранила лишь 38, а «Норильсктрансгаз» из 81 нарушения – только 42. Общий итог после проведения проверок Росприроднадзора оценивается как «неудовлетворительный». Видимо, компаниям «Норильского никеля» грозят новые штрафы.

Эти «дочки» корпорации эксплуатируют нефтебазы, построенные главным образом в 50-х годах прошлого столетия и с тех пор не модернизированные. Учёт вопросов экологической безопасности на объектах не ведётся или ведётся очень условно. Норильские предприятия ГМК в прямом смысле слова токсичные активы. В самом городе давно уже нечем дышать – о чрезмерном превышении всех мыслимых норм содержания в воздухе диоксида серы в июле прошлого года сообщал Росприроднадзор. Но менеджеры компании дышат другим воздухом – Москвы и курортов (вряд ли крымских), экологические проблемы Таймыра им неведомы и неинтересны.

Поэтому столь же токсичной, как вода и воздух Норильска, остаётся и модель управления всеми этими проржавевшими цистернами. Неужели в стране нет людей – специалистов с техническим образованием (среди вице-президентов «Норникеля» таковых нет вообще!), которых можно пригласить в руководство предприятия, чтобы избежать следующей катастрофы? Впрочем, вполне вероятно, проблема управленческой модели компании заключается не в кадровом дефиците, а в страхе перед переменами. Ведь если к управлению производством на смену старой команде придут профессионалы, весь беспредел, творимый на объектах «Норникеля» десятилетиями, вылезет наружу. И тогда отвечать за него придётся уже не «стрелочникам» из Норильска, а «топам» из Москвы. Именно по этой причине руководству компании выгоднее и дальше сидеть на пороховой бочке с тлеющим фитилём, надеясь, что взорвётся она когда-нибудь потом. Ну что же, подождём?

Красноярск – Норильск

bumgames.ru
Добавить комментарий