Чтоб не было богатых: почему у россиян не достаточно шансов прирастить пенсию при помощи НПФ — bumgames

©Shutterstock/ FOTODOM

Независящие пенсионные фонды (НПФ) уже длительное время пребывают в глубочайшем упадке. В осознании большинства россиян этот институт оказался не самым действенным, во всяком случае, он точно не гарантирует состоятельной старости. Этот вывод подтверждают результаты свежайшего исследования «Эксперт РА», согласно которому в 2021 году характеристики доходности большинства НПФ с большенный толикой вероятности окажутся ужаснее прошлогодних. Аналитики ждут предстоящего замедления прироста средств пенсионных скоплений НПФ. По их оценкам, по итогам текущего года рост не превзойдет 3,5%. Таковым образом, размер пенсионных скоплений составит около 3,06 трлн рублей. Происходящее имеет полностью логичные разъяснения.

За крайние 20 лет, наверняка, ни в какой сфере не было инициировано столько реформ, сколько их было в пенсионной системе. До сего времени не решены две главные задачки: сокращение недостатка Пенсионного фонда и обеспечение достойного размера выплат.

Рыночная постсоветская пенсионная система, пережив четыре реформы, так и не смогла выработать инструменты, которые бы мотивировали людей интенсивно участвовать в формировании собственной будущей пенсии. Хотя таковая возможность формально как бы есть. С данной нам целью как раз и были сделаны негосударственные пенсионные фонды. Но этот институт, в целом удачно работающий в продвинутых странах, к русским реалиям оказался не достаточно подходящ. Почти все НПФ не выдержали конкуренции, остальные, допустившие нарушения в процессе собственной деятельности, были закрыты регулятором. Вприбавок ко всему фонды меняли организационно-правовую форму, порядок деятельности.

Это очевидно не добавляло доверия к ним со стороны россиян. До 2008 года – период, который принято именовать «тучными» годами, – количество НПФ повсевременно росло и на пике достигнуло 103. Но мировой денежный кризис агрессивно стукнул по русской экономике. Не все фонды выдержали это испытание. И все таки большая часть смогла делать свои обязательства перед инвесторами и государством.

Роль НПФ в формировании личных пенсионных скоплений тогда была довольно весома, люди в их как минимум желали веровать. Логично, что если в первой половине нулевых годов НПФ завлекли всего около 1 миллиардов рублей, то через 10 лет совокупный портфель составил уже 1 трлн рублей. Большая сумма – около 3,8% ВВП страны.

К огорчению, власти не содействуют укреплению позиций и развитию системы негосударственных пенсионных фондов. При этом почти все нововведения ориентированы против человека труда. Кажется, бюрократы профильных министерств и ведомств, перманентно меняющие правила игры, озабочены основным образом тем, чтоб у нас не было богатых пожилых людей. К январю 2021 года на рынке оставалось всего 33 НПФ, в каких 37,3 млн человек сформировывают пенсионные скопления. С одной стороны, это больше половины населения РФ трудоспособного возраста. С иной – миллионы людей совсем разуверились в способности таковым методом обеспечить свою состоятельную старость.

Меж тем в странах с рыночной экономикой ответственность за достаток и благополучие представителей старшего поколения солидарная. Огромные пенсии на Западе – награда не столько страны, сколько самих людей. К примеру, в Швеции и Швейцарии лишь 40% размера будущей пенсий зависит от уровня заработной платы. В Канаде 33,9% пенсии – добровольческие пенсионные скопления, в Чехии показатель и того выше – 39,2%. Все это – итог самостоятельных программ инвестирования и скоплений.

Нужно признать, все, что соединено с скоплениями НПФ, очень прибыльно для правительства. 10-ки и сотки млрд рублей, которые аккумулируются в пенсионных фондах, – это длинноватые средства, которыми граждане могут распорядиться лишь опосля определенного срока. Ранее средства, поступающие на индивидуальные счета, инвестируются в экономику. Традиционная схема: чем больше взносов отчисляет работник в НПФ и чем длиннее период до начала выплат, тем это прибыльнее будущему пенсионеру – он может удачно работать при низкой инфляции, размеренном курсе государственной валюты и высочайшей доходности инвестиций НПФ. К огорчению, в нашем случае с сиим не постоянно выходит.

В протяжении почти всех лет из-за двузначных характеристик темпов роста потребительских цен фонды не могли обеспечивать приемлемую доходность. Нередко надбавка фактически никак не возместила утраты от инфляции. Плюс к этому – перманентное обесценивание рубля. Лишь в 2020 году наша государственная валюта ослабела перед баксом и евро приблизительно на третья часть. При таком раскладе инвестирование в будущую пенсию на горизонте 20–30 лет, кажется, не имеет никакого смысла. Физический размер доп выплат по мерам нынешнего денька будет смотреться достойным, но покупательная способность средств, быстрее всего, окажется очень символической.

Возвратить доверие к НПФ, а заодно вернуть их «положительный баланс» пробуют Ассоциация негосударственных пенсионных фондов «Союз пенсионных фондов» (АНПФ) и Государственная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ). Не так издавна они вышли с инициативой к правительству и Госдуме прирастить отдельный пенсионный налоговый вычет. На данный момент получить кешбэк можно с добровольческих взносов, которые делают граждане. Это один из видов соц налоговых вычетов. Его можно оформить с каждогодних отчислений в НПФ, но сумма ограничена 120 тыс. рублей. Так как возврату подлежит лишь 13%, то идет речь не наиболее чем о 15,6 тыс. рублей. Ассоциации пенсионных фондов дают разглядеть возможность прирастить вычет до 52 тыс. рублей. Таковым образом у работника, добровольно участвующего в формировании собственной будущей пенсии, как бы покажется доборная мотивация значительно прирастить отчисления. Ведь наибольший кешбэк в этом случае высчитают с 400 тыс. рублей.

Все было бы отлично, если б не одно событие: данная инициатива нацелена на очень ограниченную мотивированную аудиторию – высокооплачиваемых работников, имеющих доходы в несколько сотен тыщ рублей за месяц, при этом строго подтвержденные по 2НДФЛ. Меж тем, согласно статистике, в истинное время не наиболее 7% (около 5 млн) россиян могут повытрепываться «белоснежной» заработной платой на уровне от 100 тыс. рублей и выше.

Разумеется, что не любой из их готов любой месяц отчислять в НПФ по 10 тыс. рублей, чтоб по итогам года сумма оставила 120 тыс. рублей, ради того, чтоб возвратить 15,6 тыс. рублей уплаченного налога на доходы физических лиц. Еще меньше желающих найдется, чтоб отдавать каждый месяц наиболее чем по 33,3 тыс. рублей.

Иной принципиальный момент. Высокооплачиваемые работники – в подавляющем большинстве ведущие менеджеры больших компаний. Они наверное подкованы в плане денежной грамотности, могут считать свои средства, соображают выгоды и опасности вложений в те либо другие денежные продукты. Как представляется, для «топов» наиболее симпатичной кандидатурой НПФ могут быть личные вкладывательные счета (ИИС). По ним и доходность потенциально быть может выше, и налоговый вычет в размере до 52 тыс. рублей полагается.

При этом если пенсионными скоплениями можно начать распоряжаться лишь опосля выхода на заслуженный отдых, то средства, направленные на ИИС, доступны для снятия уже через три года. Соответственно, эти средства можно или издержать, или опять расположить на ИИС и на легитимных основаниях получать новейшие налоговые вычеты.

Создатель – доцент базисной кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие людского капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова

bumgames.ru
Добавить комментарий